Равняясь на Чехова
Московский театр «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза покажет шесть спектаклей на сцене драмтеатра. Гастроли продлятся с 12 по 18 мая.
«Школа современной пьесы» — один из самых популярных столичных театров. Его репертуар формируется только из пьес современных авторов. Исключение — чеховская «Чайка», одна из лучших классических пьес. Без нее не обойтись ни одному актерскому коллективу. К тому же почти каждую новую пьесу приято сравнивать с эталоном отечественной драматургии — пьесами Чехова.
Театр открыл для широкой публики драматургию Евгения Гришковца, Семена Злотникова, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина.
Гастроли откроются музыкальным спектаклем для детей «Вредные советы» по остроумной книге Григория Остера, которую называют совершенно новым типом детской литературы.
Шесть персонажей на сцене — взрослые клоуны, играющие детей. Они хулиганят, они не слушаются взрослых, они прыгают с зонтиком с крыши, они все берут без спроса. Такая вот страна Невыученных уроков, такой вот День непослушания.
Обычно зрители (причем не только маленькие) принимают спектакль на ура. Тем более что он «завернут» в яркую обертку мюзикла.
Пресс-атташе тюменской драмы Геннадий Басов рассказал, что на спектакль приглашены дети из детских домов и малообеспеченных семей. Для них вход бесплатный. Это не единственный показ, повторы — 15 и 16 мая.
13 мая на театральной сцене уже будет не до смеха: известные артисты Ирина Алферова, Нина Шацкая, Павел Дроздов и другие сыграют чеховскую «Чайку».
Иосиф Рай Хельгауз говорит: «Заявление о том, что текст Чехова воспринимается как абсолютно современный, может показаться банальностью. Однако это так».
А следующим вечером, 14 мая, москвичи покажут ту же «Чайку», но уже по пьесе Бориса Акунина.
Отчего застрелился Константин Треплев — один из героев чеховской пьесы? Ответ на это вопрос искали и школьники в своих сочинениях, и литературоведы в научных трудах, и режиссеры в постановках. Акунин — первый писатель и драматург, который отправился на поиски ответа в рамках собственной «криминальной» пьесы — нового взгляда на «Чайку». Судьбе современной русской интеллигенции посвящена постановка «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой, которую покажут 15 мая.
Знатоки театра утверждают, что история «Русского варенья» сопоставима с грустными комедиями Чехова. А герои пьесы Улицкой — «потомки дяди Вани и всех трех сестер сразу». И проблемы у них такие же: легко ли увязать человеческие ценности и вечные вопросы с циничными правилами игры, которые задают деловые люди?
Улицкая блестяще воспроизвела характерную особенность чеховской драматургии: ее герои так же не слышат друг друга, их диалоги — только иллюзия общения. Однако ее пьеса — это не столько стилизация, сколько немного ироническое осмысление излюбленного мифа о загадочности русской души.
16 мая запланированы диалоги о смешном и грустном Евгения Гришковца — «Записки русского путешественника».
Этот спектакль — визитная карточка театра «Школа современной пьесы». Текст Гришковца близок и понятен людям разных поколений и социальных групп. Он о том, что мы обсуждаем каждый день с коллегами на работе, дома с семьей, в поезде с попутчиками. Он о любви, иностранцах, судьбах интеллигенции, журналах, телепередачах.
18 мая московский театр завершит гастроли постановкой «Пришел мужчина к женщине. Новая версия» по пьесе Семена Злотникова.
Лирическая комедия, римейк культового спектакля, с которого в 1989 году началась история театра «Школа современной пьесы». Помимо того, что пьеса интересна сама по себе, публика отмечает обилие реквизита и костюмов. Да и декораций таких тюменский театр пока не видел. Двухуровневые, они изображают разрез современного многоквартирного дома. За окнами льет дождь, из душа течет вода, на плите закипает чайник. В этих стенах разворачивается история взаимоотношений Мужчины (актер Виктор Вержбицкий) и Женщины (актриса Анжелика Волчкова). Здесь и знакомство, и приближение, и отчуждение, ссоры, любовь, ненависть, прощение, снова любовь.
Режиссер всех постановок — Иосиф Райхельгауз. Уж он точно знает, что сегодня можно назвать лучшим в отечественной драматургии.