X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На пределе и машина, и человек

Оказывается, участники автомобильных гонок, а тем более гонок на грузовиках, перед заездами не фотографируются и интервью избегают. Говорят, суеверие такое.

Правда, об этом в пресс-релизе, повествующем о зрелищных автомобильных соревнованиях, не сообщалось. Поэтому в субботу, приехав к самому началу пробных заездов на трассу «Силкин Лог» (это по Ирбитскому тракту), перво-наперво я попыталась прорваться сквозь плотные ряды судей и милиционеров к участникам. Их грузовики стояли на небольшом пятачке внутри кольцевой дистанции.

Перекрикивая грохот проносящихся мимо огромных машин и утирая с лица оседающую на нем черную пыль (на самых крутых виражах она клубами поднималась из-под колес ЗИЛов и ГАЗов), один из судей — Алексей Зуев, пытался объяснить, что соваться туда сейчас небезопасно. Да и стоит ли «грязь-то месить»?

Но деловито бегающие туда и обратно через дорогу люди в промасленных одеждах вселили в меня еще больше уверенности: значит, до участников добраться все-таки можно, оставшись при этом в живых.

— Так мы же механики! — говорит Константин Кондратьев, зайдя за ограждение. — Нам приходится держать обстановку под контролем. Например, за инструментами, какими сбегать — если у кого что-нибудь с машиной случится. Вон сейчас грузовик Олега Шепельского смотрели. У него с коробкой передач не все было в порядке…

Вспомнила, что вот как раз Шепельский в давешнем пресс-релизе упоминался — он один из тюменских спортсменов, принимающих участие в соревнованиях. Кроме наших спортсменов, на участие заявились коллеги из Москвы, Кургана, Истры, Арзамаса, Ростова-на-Дону и Первоуральска.

— Большие шансы на победу у участников из Арзамаса, — поделился Кондратьев. — У них при машиностроительном заводе очень хорошая спортивная школа. Каждый год ребята показывают неплохие результаты.

Мимо на огромной (не только для грузовика, но и, наверное, для легковой машины) скорости пронесся ГАЗ под 66-м номером, на его борту размашисто написано: «Лучшие БТРы — на Арзамасском машиностроительном заводе».

— А какие-нибудь требования к внешнему виду машины есть? — спрашиваю у судьи.

— Нет. Есть только технический регламент, — говорит Алексей Зуев. — Гоночный грузовик не может ездить по городу, потому что у него нет фар — их сразу вынимают, чтобы не разбились. Да и вообще, все стеклянные элементы убирают по максимуму — для безопасности водителя. Устанавливают каркас над кабиной, ну а двигатель и раму каждая команда совершенствует сама — кто во что горазд.

Под предлогом узнать, а кто и во что горазд, я выпросила у Алексея нашейную табличку «судья трассы» и во время перерыва метнулась на островок участников. Первым, кого там встретила, был Денис Дедов — младший брат Олега Шепельского. Он-то мне и рассказал о водительских предрассудках. Хотя Денис уже «отъездил» пробный и квалификационный заезды, но впереди ждал финальный старт на следующий день. Поэтому от фотографий Денис воздержался, а вот о том, как пришел в автоспорт, рассказал. Начинал с картинга. Даже стал шестикратным чемпионом Тюмени по этому виду спорта. А вот грузовиками заинтересовался два года назад — с легкой руки брата Олега и отца, Валерия Шепельского, двукратного чемпиона России по грузовым гонкам.

Как я успела заметить, автоспорт — он, по большей части, родственный. Не редкость увидеть на соревнованиях в одной команде отца и сына. Или, например, дядю и племянника — как в арзамасской команде. Отстоять честь своего завода и спортшколы приехали Сергей Кротов и его племянник Александр.

Сергей говорит, что сейчас молодым спортсменам намного проще — и учителя хорошие есть, и возможностей модернизировать свою машину больше. Сам он начинал заниматься грузовыми гонками еще в 1989 году, когда их вновь разрешили после десятилетнего перерыва.

А вот тюменец, мастер спорта Сергей Зиндяев пристрастился к грузовикам еще раньше, поэтому помнит эти мучительные для любого автоспортсмена десять лет.

— Я начал участвовать в грузовом автокроссе в 75-м году, — вспоминает он. — А уже через три года правительство автокросс запретило. Сказали: машин не хватает, чтобы на полях и производстве работать, а здесь они без всякой пользы гоняются.

Хотя у спортсменов о пользе -свои представления. Ведь хороший гонщик — он кто? И механик, и слесарь, и водитель в одном лице. Такой профессионал пригодится на любом предприятии. Так оно, в принципе, и происходит. Среди участников соревнований «не пристроенных» практически нет. Все — спортсмены по совместительству. А «в миру» они честно трудятся на заводах и предприятиях, которые, при хорошем раскладе, и спонсируют их участие в заездах.

— Это раньше мы были при клубах и школах, — говорит Александр Монингер, кандидат в мастера спорта. — Вон мы и с Сергеем в одной команде почти в одно время начинали. А сейчас никому ничего не нужно. И мы сами за себя: машину с нуля полностью поднимаем, а это не так-то дешево.

Например, Сергею один новый двигатель обошелся в 180 тысяч рублей. «Хватает» его, говорит он, на пять-шесть соревнований.

— Потому что для двигателя ЗИЛа норма — три тысячи оборотов, а во время гонок мы даем семь-восемь, — рассказывает Сергей. — А по-другому никак! Здесь все на пределе — и машина, и человек. В этом и прелесть грузовых гонок: испробовать себя по полной, почувствовать силу и мощь, которыми ты способен управлять.

Внимание всех участников привлекает грузовик, который заносит на самом крутом вираже. Все на мгновение замирают, а когда он снова становится на все четыре колеса, дружно выдыхают.

— Наверное, на грузовике опаснее и страшнее, чем на легковой машине, — под впечатлением от увиденного слабым голосом спрашиваю я. И тут же смущаюсь: на вопрос одновременно оборачиваются несколько участников. Смотрю в их по-настоящему мужские лица, обветренные, испачканные машинным маслом. Нет, им не страшно. И тем, кто рядом с ними, — наверное, тоже.

— Да, конечно, страшно! — широко улыбается Анатолий Зелепукин. — Никто же и не от чего не застрахован. Но попробовать нужно все!

Поэтому и я решаю попробовать — прошусь в кабину грузовика Анатолия.

— Правда, тут это. Кресло только одно, — смущается уже он.

Кресло, действительно, одно. Во время гонки водитель всегда наедине: с собой, скоростью и мощью огромной, почти не управляемой машины.

… Анатолий как мог аккуратно доставил меня к привалу. Я умудрилась практически ни обо что не удариться в кабине, хотя трясло очень сильно. Скорее всего, спортсмен из Ростова-на-Дону не суеверен, поэтому не побоялся перед соревнованиями взять на борт своего корабля женщину. И, позволю себе нескромное предположение, не прогадал. На следующий день он занял первое место на этом этапе Кубка России в своем классе грузовиков.

***
фото: Анатолий Зелепукин за штурвалом своего грузового «корабля»;Александр Монингер — наш земляк занял третье место в этапе Всероссийских соревнований по кроссу;Полигон для участников-тяжеловесов;Под колеса такому не попадись!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта