Море образования мельчает?
Сколько ни говори «ЕГЭ, ЕГЭ» — результат лучше не станет.
Несколько муниципальных образований области в этом году резко сдали свои позиции. К счастью, Тюмень в «черные списки» не попала, но это не значит, что беды, которых уже хлебнули с подготовкой к ЕГЭ в районах, нас не коснулись.
Хотя на поверхности все достаточно чинно и благообразно.
В этом году в области 8,5 тысячи одиннадцатиклассников выбрали ЕГЭ как итоговую форму аттестации, что на 700 человек меньше, чем в 2009 году. Об этом сообщила на заседании совета по вопросам реализации национального проекта «Образование», прошедшем 29 июня, директор областного департамента образования и науки Ирина Лысакова. Особенность этого года и в том, что впервые в ЕГЭ участвовало около 14 тысяч девятиклассников. Более чем в два с половиной раза возросла численность выпускников с ограниченными возможностями здоровья. При этом большинство ребят (89%) выбрало для сдачи три и более предметов.
Радуют ли результаты, которые выпускники показали на ЕГЭ в этом году по основным предметам? В пределах Уральского федерального округа по русскому языку мы уступили только Свердловской области, но опередили всех по математике. Невелик процент учеников 11-х классов, кто получил незачет и, соответственно, окончил школу со справкой (по русскому — 2%, по математике — 1%).
И все-таки нынешние показатели оказались ниже прошлогодних. По русскому языку среднеобластной тестовый балл снизился на один пункт. Но даже и до этого среднего балла смогли дотянуться только семь муниципальных территорий области. По математике выпускники тоже сдали позиции (на 2%), при этом до среднего уровня поднялись лишь 13 территорий.
Не особо порадовали и девятиклассники. Среди них, по словам Ирины Лысаковой, «остается достаточно высокой доля тех, кто не освоил основной школьный курс».
Около 15% девятиклассников получили двойки по русскому языку и 11% — по алгебре. Что оставалось делать их учителям? Срочно латать прорехи там, где образовались. Это «подтягивание» заняло столько сил, что на воспитание талантов просто не осталось времени. Получается, что «двоечники» помешали другим ученикам показывать высшие, 100-бальные результаты.
Много вопросов возникает у областного департамента и к гимназиям. Как сообщила Ирина Лысакова, не всем гимназиям удается подтвердить свой статус. Стабильно высокие результаты демонстрируют тюменская гимназия ТГУ, гимназия N 21 и тобольская гимназия имени Лицмана. В десятке сильнейших прочно закрепились также гимназии NN 81, 93, 1 и 5. А вот 83-я и 34-я уже несколько лет не блещут.
— Мы часто говорим, что школа должна быть новая, классы — просторные, здание — самое лучшее, интернет — самый скоростной. А каков результат? По русскому языку Тюменская область набрала 57,6 балла, а по России — 57,9. Выходит, мы не хотим заниматься русским языком? Может, не нужна такая материальная база тем, кто находится в нижних строчках рейтинга не первый год? — задал риторический вопрос губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
По мнению Владимира Владимировича, в некоторых школах наблюдается «подмена понятий». Громкий статус гимназии присвоен, а результатов не видно. «Ведь не хорошим крыльцом, фасадом и стенами надо гордиться! Стены могут быть любые. Надо гордиться результатом, с которым дети покидают стены школы».
Причину снижения результатов на ЕГЭ в этом году глава администрации Ялуторовска Владимир Зимнев увидел в том, что сама система подготовки к экзаменам «несовершенна» и «заформализована». В погоне за высокими баллами «мы теряем глубину образования». Молодые педагоги, которые приходят в школу сразу после вуза, «слабо владеют методикой преподавания» и работают, скорее, в режиме «натаскивания», чем в режиме обучения. Отсюда и результат. Учеников учат правильно отвечать и не учат думать. А ведь уже в этом году на ЕГЭ по математике надо было не просто выбрать ответ «А» или «Б», но и решить задачи. Поэтому, считает Зимнев, прежде всего, необходимо корректировать систему подготовки квалифицированных кадров.
Действительно, можно много говорить о новых технологиях в образовании, о необходимости переоборудования и ремонта школ, но, оказывается, все это не так показательно.
«В конце года есть единственный показатель, который все расставляет на свои места, — сказал Владимир Якушев, — насколько качественное образование мы даем детям». А поскольку «дети везде одинаковы» , то главным остается учительский фактор.
***
фото: Одиннадцатиклассникам заверяют опросные листы после сдачи экзамена.