X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мирные люди и их «бронепоезд»

За более чем сорок лет своего существования (она открыта 3 августа 1969 года) Тюменская детская железная дорога видела много лиц и судеб. Это только железнодорожные пути кажутся прямыми и параллельными, а пути-дороги человеческих жизней извилисты, и ни за что не угадаешь, куда они выведут.

ОТ ГУДКА ДО ГУДКА

Первые детские впечатления у Станислава Стрельникова, нынешнего начальника детской железной дороги, были не самые приятные.

Когда он был маленький, их дом в Алма-Ате находился недалеко от локомотивного депо, где работал отец. К шуму проходящих поездов и гудкам паровозов он привык с малолетства, и перестук колес часто становился колыбельной.

Но в 1953 году пятилетний Стас узнал и другой голос железной дороги. 9 марта его оглушили паровозные гудки. В тот день хоронили Сталина, и десятки паровозов загудели как один. Звук был настолько громким, что хотелось спрятаться и заткнуть уши. Так впервые он почувствовал, какая в железной дороге скрыта мощь и сила…

Потом он окончил техникум, водил пассажирские поезда, был заместителем начальника депо, а в 2004 году принял руководство детской железной дорогой. Ему как опытному железнодорожнику поручили возродить ее в Тюмени. Хозяйство было почти разрушено, от былой славы и процветания почти ничего не осталось. Локомотивы стояли, вагоны и пути требовали ремонта…

Правда, с людьми ему повезло. Железнодорожники -вообще особая каста. Со своим кодексом не только строгой производственной дисциплины, но и традиций, которые передаются из поколения в поколение. Здесь друг за друга стоят горой и всегда поддержат в трудную минуту.

Благодаря помощи и поддержке начальника Тюменского отделения дороги Виталия Кущенко Стрельникову удалось сделать очень много. Выполнили ремонт в остановочных павильонах станции, заменили значительную часть рельсового полотна, установили новое путевое и релейное оборудование, подремонтировали тепловоз и вагоны.

Теперь он спокоен, если даже и уйдет на пенсию. Все поставлено на «правильные рельсы», и сбоев не будет. Хотя, конечно, хочется еще поработать, ведь железная дорога так просто от себя не отпускает, тем более, когда посвятил ей больше 40 лет.

ОСТАНОВКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Надежда Лушова — одна из самых опытных и любимых ребятами наставников-инструкторов. Но мало кто знает, что попала она на железную дорогу случайно, просто вслед за подругой пошла поступать в Уральский институт инженеров транспорта. После окончания ее распределили работать на Войновку, а однажды летом отправили в командировку на озеро Андреевское — помочь инструкторам в подготовке юных железнодорожников. И командировка затянулась на несколько лет.

… Сейчас к ней уже приходят дети тех, с кем она начинала заниматься лет 1 0-1 5 назад. На пример, сейчас в группе занимается Алена Касьянова, а до этого занималась ее мама Оксана. Часто Алену так и хочется назвать маминым именем. То же и с Андреем Целиковым, очень уж он похож на своего отца Олега.

Сейчас детских групп здесь не так много. Раньше с юными железнодорожниками работали четыре инструктора, а теперь только два (в том числе многолетняя напарница Надежды Людмила Снегирева). Причем девчонок год от года становится больше, чем мальчишек. Что не удивительно: в Тюмени нет высшего учебного заведения, готовящего кадры для железной дороги, ближайшее находится в Екатеринбурге, и не каждый родитель оторвет от себя свое чадо. Поэтому, даже прозанимавшись в школе юного железнодорожника четыре-пять лет, ребята поступают в другие вузы. А жаль!

Но жизнь всегда берет свое. Например, рассказывает Надежда Викторовна, лет 15 назад в ее группе занималась девочка по имени Марина. Хорошо занималась, увлеченно, но родители решили, что на железной дороге слишком тяжелый труд, и отправили ее учиться в вуз на педагога и заочно на психолога. Но два высших образования не ослабили тягу к железной дороге. И специалист с двумя красными дипломами вернулась в проводники. Недавно Надежда Викторовна встретила ее в поезде «Тюмень-Москва». И теперь Марина в своей старой-новой ипостаси абсолютно счастлива.

БЕСКОНЕЧНАЯ РОМАНТИКА

В ноябре инструкторы снова пойдут по школам агитировать детей на детскую железную дорогу. И уверены, что наберут положенные по штату 120 человек. И даже в том, что отсев к концу учебного года будет минимальный. Обычно не больше 10%, говорит Стрельников. Уж очень она крепкая, эта любовь к железной дороге, хотя никто не знает, в чем тут секрет.

Например, будущий одиннадцатиклассник Артем Гаврилов не сомневается, что годы занятий не пропадут даром, и он пойдет учиться дальше. Даже присмотрел себе вуз — Уральский государственный институт путей сообщения, только факультет еще не выбрал. Но время есть — целый год впереди. Можно пока просто наслаждаться железнодорожной романтикой. Говорит, что работал бы здесь и зимой, и летом.

Жаль только, что водить поезда по детской железной дороге можно только в теплое время года.

***
фото: Поезд отправляется в первый рейс;Воспитанницы Надежды Лушовой проводник Катя Савина;Дежурная по станции Лена Просвирнина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта