Срубил дерево — посади три
Делать выводы и вносить предложения никогда не поздно — эти простые истины снова подтвердило июньское заседание городской Думы.
Последнее перед каникулами, оно было насыщенным и по количеству вопросов (в повестке дня их 19), и по их значимости. Дума подвела окончательные итоги трудному кризисному году и наметила планы на будущее.
ЭКЗАМЕН НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Подробно об основных итогах, задачах и перспективах рассказал в своем отчете глава администрации города Евгений Куйвашев.
2009 год он назвал особенным. С такими кризисными потрясениями экономика российская, региональная и городская давно не сталкивались. Исследователи утверждают, что подобных негативных макроэкономических явлений и вовсе не было никогда, поэтому и готовых рецептов, как выживать в такой ситуации, нет. Приходилось изобретать на ходу.
Впрочем, вектор действий был задан в самом начале. Глава администрации города привел высказывание губернатора Тюменской области Владимира Якушева: «Кризис — не катастрофа, а время преобразования и выбора». В этом русле и предстояло действовать. «Этот период стал настоящим экзаменом на эффективность системы городского управления», — признал Евгений Куйвашев.
Сказать, что все было плохо, нельзя. Скорее, наблюдалась «волнообразная динамика значений экономических показателей». Но «амплитуда этих колебаний была достаточно серьезная», в одном месяце отмечался рост, в другом — снижение. Спрогнозировать «направление вектора этой синусоиды» невозможно. И этот колебательный процесс идет до сих пор, только «с меньшим диапазоном перепадов». Появились и факторы «устойчивого роста», что говорит о «начинающемся оживлении экономики города».
Во главе всех экономических показателей развития стояли, конечно, расходы и доходы городского бюджета. Доходная часть составила 16,025 миллиарда рублей и была исполнена на 99%, а расходная -16,350 миллиарда рублей (исполнение 89%). При этом и доходная, и расходная часть бюджета, по сравнению с 2008 годом, уменьшились почти на четверть (24%).
Палочкой-выручалочкой стал принятый в 2007 году программно-целевой метод планирования городского бюджета, когда финансирование ведется в соответствии с ведомственными целевыми программами. В 2009 году, например, так распределялось 90% расходов бюджета. По этому показателю Тюмень, по словам Евгения Куйвашева, стала «лидером среди муниципальных образований юга Тюменской области».
Условия для развития всех сфер жизни создаются в реальном секторе экономики. Здесь же формируется и основа бюджета — налогооблагаемая база. В 2009 году Тюмени удалось избежать «значительного сокращения промышленного производства», но спад, безусловно, был. Снизилась и инвестиционная активность. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился с 44 миллиардов рублей в 2008 году до 35 миллиардов. Хотя, что интересно, «интерес иностранных государств к сотрудничеству проявился даже в большей степени, чем в докризисный период». На переговоры приезжали делегации из Германии, Чехии, Китая. Более 100 предприятий заключили контракты на выполнение услуг и поставку товаров.
Сохранение экономического потенциала обеспечило и некоторый рост заработной платы. В 2009 году — на 2,1%. В трудные времена, конечно, хотелось бы большего, например, на уровне 2008 года, когда в некоторых отраслях этот рост составил 20 и более процентов, но кризис есть кризис. Для многих он оказался не только непредсказуем, но и жесток. Неизбежным его следствием стало увеличение количества официально зарегистрированных безработных. Уровень безработицы в Тюмени вырос с 0,34% в 2008 году до 0,7% в 2009 году. Увеличение более чем в два раза, конечно, существенно, но надо учитывать, что данный показатель, например, по югу Тюменской области достигал 0,85%, а по Российской Федерации — 2,9%.
Своевременно принятые меры позволили сдержать рост числа безработных. В результате 13 предприятий внебюджетной сферы отказались от сокращения сотрудников (почти 800 человек). Более 4000 временных рабочих мест было сформировано на предприятиях, на условиях софинансирования. Около 1300 создали муниципальные учреждения. Более 200 человек прошли опережающее обучение. Еще 281 человек стал участником программ по самозанятости.
Поддержал реальный сектор экономики малый и средний бизнес. Число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 3600 единиц, до 120 тысяч увеличилась и численность работающих в этой сфере. Почти пять десятков предпринимателей получили целевые займы, что помогло сохранить и создать более 900 рабочих мест. Но «не надо останавливаться на достигнутом, всегда найдутся новые формы и варианты взаимодействия с предпринимателями». Глава администрации города уверен, что в работе с теми, кто делает в бизнесе первые шаги, главное, чтобы было «поменьше равнодушия и формализма». «Отказать или отправить собирать бумажки всегда проще, чем выслушать и поддержать», — сказал Евгений Куйвашев.
Приоритетом в деятельности администрации города Тюмени остается и решение социальных проблем тюменцев, поддержка социально незащищенных категорий граждан. Речь идет и об улучшении доступности и качества медицинской помощи, и об укомплектовании штатов поликлиник участковыми врачами, об оснащении диагностическим оборудованием, развитии центров здоровья, ремонте учреждений здравоохранения…
Большое внимание уделялось и нехватке мест в детских садах. В 2009 году один детский сад открылся, а в трех действующих дополнительно организовано более 220 мест. Еще почти 1400 детей ходили в группы «временного пребывания». Однако, констатировал глава администрации города, «существенно уменьшить очередь в детские сады не удалось», поэтому в дальнейшем «особое внимание будет уделено развитию частно-государственного партнерства в этой сфере». Так, в 2009 году в городе появилось девять новых негосударственных образовательных дошкольных учреждений.
Несмотря на влияние кризиса, много внимания уделялось и развитию культуры. Совершенствовалось оказание библиотечных услуг. «Библиотеки города, — сказал Евгений Куйвашев, — превращаются из простых хранилищ книг в информационные центры. Суммарный книжный фонд уже превышает один миллион экземпляров, и это очень неплохой показатель».
Тенденции к кардинальным изменениям видны в жилищной и коммунальной сфере. Как достижение отметил глава города, что в Тюмени «управление жилым фондом полностью передано в частные руки», почти на 10% выросла собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, утверждена концепция капитального ремонта многоквартирных домов.
В прошлом году началась и реализация пилотного проекта «Энергоэффективный квартал» как части комплексной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Первые результаты уже есть. Предприятия города начали «самостоятельно переходить на энергосберегающую продукцию, ставить приборы учета». «Эту работу надо активно продолжать, — считает Евгений Куйвашев, — на предприятиях бюджетной сферы повсеместно использовать энергосберегающую продукцию и средства контроля». Можно считать «это ближайшей тактической задачей».
Такие тактические задачи есть и в сфере благоустройства территорий, в дорожной деятельности, в транспортном обслуживании населения, в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
«В повестке дня сегодня новые приоритеты, — сказал в заключение Евгений Куйвашев, — и из всех сценариев развития экономики и социальной сферы мы должны определить наиболее предпочтительный, обеспечивающий эффективное и устойчивое социально-экономическое развитие города. Тюмень должна стать крупнейшим областным центром деловой активности. И мы этого добьемся!»
ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА СТАБИЛЬНОСТЬ
Несколько штрихов к тому, как в этих условиях развивался городской бюджет, добавила Светлана Черепанова, директор департамента финансов. Она напомнила, что расходную и доходную часть бюджета в прошлом году пришлось сократить более чем на пять миллиардов рублей. Но при этом все дополнительные расходные обязательства, взятые городом на себя еще при более благоприятном стечении обстоятельств, исполнены полностью. А в целом «бюджет исполнен стабильно».
Особых нарушений в исполнении бюджета не отметил и председатель Счетной палаты города Владимир Казанцев. Правда, он констатировал, что имелся «ряд нарушений», связанных с несвоевременной и не в полном объеме уплатой налогов и перечислением средств в городской бюджет.
О разнице между докризисными и кризисными суммами финансирования вспомнил и председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Юрий Коновалов. Однако эта ситуация помогла выявить недостатки и предложить способы их решения. В частности, по мнению членов бюджетной комиссии, «необходимо совершенствовать взаимодействие всех структур при формировании проекта бюджета», чтобы исключить позднее поступление субсидий из вышестоящих бюджетов. Это мешает вовремя освоить выделенные средства и до конца исполнить расходную часть бюджета.
ГЛАС НАРОДА — К ЛУЧШЕМУ
На июньском заседании городской Думы обсуждались и результаты публичных слушаний по двум вопросам: по проекту отчета об исполнении бюджета и по внесению изменений в правила землепользования и застройки. В первом случае активность горожан оказалась крайне низкой, как сказал Юрий Коновалов, «впервые от горожан не поступило ни одного вопроса, ни одного предложения», а во втором этими предложениями просто завалили. От юридических и физических лиц поступило более 350 предложений, 204 из них приняты положительно. Отклонены 155 — основная причина этого, по словам Олега Ковтуна, директора департамента градостроительной политики, несоответствие Генеральному плану, поэтому в октябре-ноябре планируют провести публичные слушания по внесению изменений в Генплан.
По предложениям горожан в правила землепользования включили несколько новшеств. Вместо прежнего «пообъектного» введено понятие «родовое или функциональное» использование земельного участка. В картах административного зонирования появились такие территориальные зоны, как учебно-образовательная, спортивного назначения, здравоохранения и зона акваторий. Мы впервые столкнулись с таким огромным количеством предложений, констатировал Олег Ковтун, и предложил проводить публичные слушания чаще.
МЕНЬШЕ ТРЕХ НЕ СЧИТАЕТСЯ
Дискуссия разгорелась и вокруг внесения изменений в правила благоустройства. Еще на заседаниях постоянных комиссий этот вопрос оказался спорным. Комиссия по развитию ЖКХ и благоустройству предложила его не выносить на заседание Думы и отправить на доработку. Комиссия по безопасности жизнедеятельности была более благосклонна. Как отметил депутат Владимир Подушко, исполняющий обязанности председателя комиссии, «все замечания депутатов к этому времени были устранены, поэтому принято решение рекомендовать рассмотреть вопрос на Думе». И к лучшему. Неизвестно, чем бы закончились долгое согласование юридических формальностей. Живое обсуждение на заседании дало больший эффект.
Речь шла о компенсациях за снос зеленых насаждений. Когда суть дела изложили докладчики, слово взял координатор коллегии экологов Альберт Фахрутдинов. Он напомнил, что за три года коллегия внесла больше 25 замечаний, из которых учли только четыре. Но самого главного добиться она не может. Компенсация дерево за дерево эффекта не даст, она не обеспечивает простого воспроизводства. Практика показывает, что через три года за счет естественной гибели и воздействия неудовлетворительных условий городской среды половина деревьев погибнет. В Омске, например, принято за одно срубленное дерево высаживать три, а в Санкт-Петербурге — два. «Почему бы и нам не ввести это правило, хотя бы до момента достижения нормы 23 квадратных метра зеленых насаждений на одного жителя, указанной в Генеральном плане развития города?» — поставил вопрос Фахрутдинов.
Председатель городской Думы Сергей Медведев предложил компромиссный вариант: принять документ в таком виде, в июле-августе над ним поработать, а в сентябре вернуться к обсуждению.
Но депутат Олег Чемезов удивился: «А почему сейчас этого сделать нельзя? Какую организационную сложность составляет написать, что за одно срубленное дерево надо посадить три? Давайте сразу запишем и все», — предложил он. Так и сделали. Предложение записали протокольно в качестве рекомендации главе администрации города. При этом депутат Альбина Селезнева уточнила формулировку: «За одно срубленное дерево посадить надо не менее трех». «Кто хочет и может, пусть сделает больше», — согласился Олег Чемезов.
В общем, все в наших руках. И нельзя не согласиться со словами, сказанными председателем Тюменской городской Думы Сергеем Медведевым: «В том, что сделано — большая заслуга всех жителей города. Несмотря на кризис, мы выжили, работали и даже успешно развивались».
***
фото: В зале заседаний 24 июня;Евгений Куйвашев;Депутаты Сергей Медведев, Сергей Коробов и Олег Чемезов.