В чужом лесу, но с пистолетом
Казалось бы: что значат каких-то 1930 метров по сравнению с расстоянием, скажем, от Хабаровска до Тюмени! Однако если эти неполные два километра петляют по незнакомому лесу у чужого города, то преодолеть их будет не так-то легко даже самому (матерому» курсанту.
Вы спросите: к чему это я о курсантах и Хабаровске? Все очень просто: вчера для участия в межвузовских оперативно-тактических учениях в нашем городе собрались 250 курсантов и слушателей двадцати одного милицейского вуза России. И хабаровского в том числе. Правда, говорят организаторы, на учения ждали еще одну команду — из Калининграда. Но, к сожалению, что-то там не сложилось. Скорее всего, у тех, кто учится у самого Балтийского моря, не получилось решить вопросы с границами и необходимыми пропускными документами. Ведь каждая милицейская команда, помимо соревновательного духа, должна была привезти с собой целый чемодан… оружия. Десять пистолетов Макарова — по одному на каждого участника.
Правда, казанцы, например, повели себя более предусмотрительно: захватили запасной — одиннадцатый. И не прогадали. Одним из этапов учений стала полоса препятствий, которую проложили в лесу у спортивного центра «Жемчужина Сибири». Преодолев дистанцию, каждый курсант, по условиям учений, должен был поразить восемь мишеней — для этого ему, собственно, и необходим пистолет.
Так вот, перед самым стартом эксперты-оружейники забраковали один казанский ПМ. Специальной двухкилограммовой гирькой они проверяли «грузоподъемность» спусковых крючков. По нормативу курок должен выдерживать нагрузку в два килограмма, если нет — то это уже опасно.
«Может произойти незапланированный самопроизвольный выстрел», — из-за моего плеча зловеще прокомментировал один из судей соревнований. Хотя потом улыбнулся и добавил, что на то они здесь и есть — чтобы никаких таких выстрелов не допустить.
— Ну, мы прям как в воду смотрели, — говорит Алик Хаиров, капитан и сопровождающий команды из Казани. — Это у себя дома всегда есть запасные варианты, а когда выезжаешь в другой город, главное — все просчитать: и амуницию правильно подобрать, и реквизит.
В том году Алику Чингизовичу за своих воспитанников приходилось переживать не так сильно. Прошлые оперативно-тактические учения (вторые в своем роде, первые — проходили в Ленинградской области) проводились в Казани. И родные просторы участников поддерживали, и дистанция, говорит Хаиров, была короче.
А вот вчера казанцам (между прочим, победителям прошлых учений-соревнований) выпало открывать полосу препятствий — загадочно уходящую куда-то в самую глубь леса. Я бы, признаться, и сама туда с удовольствием бросилась — спастись в приятной тени от палящего солнца.
Хорошо, что мои потуги вовремя пресек судья Владимир Антонов из Иркутска, который скучал у первого препятствия-стенки.
— Нет, в лес лучше не надо — там столько мошкары! — говорит он. — А вот через стеночку перелезть можете. Только после того, как первая команда ее пройдет.
А участники первой команды тем временем со страдальческими лицами натягивают поверх серой плотной амуниции еще и майки с порядковыми номерами, следом застегивают на талии ремень с кобурой.
— Магазины с патронами нам выдадут только на финише, — возится с застежкой ремня Руслан Салимов. — А пистолеты у нас уже в кобуре. Наверное, для того, чтобы тяжелее было бежать.
Не знаю, как Руслану, но вот двум девушкам из его команды — Лене и Ксении, бежать, и правда, придется нелегко. Уж больно они миниатюрные и хрупкие на первый взгляд.
— Зато под препятствие подлезать удобно, — улыбается Лена.
На самом деле, участники так до конца и не знали, куда именно им придется забираться и под чем пролезать. Несмотря на то, что за несколько дней до учений их руководители получили списки препятствий, установленных на протяжении тактической полосы, в реальности все оказалось намного труднее.
В лесу за несколько дней до учений успели соорудить завал, разрушенную стену, забор, лабиринт и даже положили трубу диаметром в метр. Вот, где, наверное, сослужили Ксюше и Лене добрую службу их миниатюрные фигурки.
… А где-то через километр от начала дистанции на холм был закинут канат. Ребята должны были по нему подняться наверх. У парней это получалось неплохо, а вот девушки к тому моменту сдавали позиции ощутимо. Но товарищи их не оставляли одних. Бегущий впереди обязательно останавливался и подбадривал — словами. Руку, к сожалению, подавать не разрешали судьи.
К концу дистанции мы не успели прибежать одновременно с казанцами, несмотря на то, что пробирались туда напрямик, а не через лес. Хотя уточню: через окошко в препятствии «стенка» я все-таки пролезла. Наверное, поэтому мы и опоздали к финишу первой команды. А команда уже «убила» все мишени и сгрудилась около кулера с питьевой водой.
Расспросив ребят, мы узнали, что первым к финишу подошел Михаил Куприянов. Прохождение всей дистанции заняло у него лишь 10,5 минуты.
… Разговор прерывают выстрелы где-то в глубине леса. Откуда? Ведь все магазины и патроны лежат здесь, у судей. Позже добежавшие до нас челябинцы (они стартовали вторыми) обиженно так сказали: если они сбавляли ритм бега, то судьи, дежурившие на дистанции, начинали стрелять из «калашниковых» в воздух.
— А еще шашки постоянно дымили, — говорит Юлия Кислова. — Мы сорвали много растяжек.
Девушка выступлением своей команды осталась не очень довольна. Ей пришлось замыкать шествие — Юля долго не могла запрыгнуть на «рукоход». Вся беда в том, что она, как и казанки, — невысокого роста. Может быть, курсанток милицейских вузов специально выбирают по такому отличительному признаку? А что? С такими параметрами очень даже хорошо в разведку ходить — снайпер не заметит из-за кустов (это без всякой иронии — я и сама ничуть не выше).
— Да нет, вы просто не видели еще девушек из Ростова! — говорят мне журналисты, которые только что подоспели от старта к финишу. — Они как раз должны сейчас выйти на полосу.
К старту мы успели прибежать как раз к тому моменту, как в путь тронулась команда из Ростова-на-Дону. Поэтому девушек я увидела только со спины, но и это меня впечатлило: они, и правда, ну очень высокого роста!
***
фото: Препятствие преодолевает челябинский курсант Дмитрий Пашин;Юлия Кислова стреляет по мишеням: здесь самое главное — не попасть в две гражданские мишени (они сделаны из дерева);Екатерина Дремова из Челябинска на «рукоходе»;Казанскую команду проверяют перед стартом.