На месте и к месту
Убеждаюсь: глас народа — глас божий.
Месяца два тому назад граждане, заинтересованные в сохранении исторического облика города, в очередной раз взволновались в связи с попыткой пристроить очередной памятник в тесноте Исторического сквера. Волнение это было замечено и, судя по реакции, воспринято городскими властями. Власти высказались дипломатично: как народ скажет, так и будет. И предложили гражданам определиться с выбором места: опять же Исторический сквер, площадка у бывшего военного завода «Механик», сквер Победы и сквер Олимпийский…
Была во всем этом некоторая тонкость. Предлагаемый памятник назывался «Труженикам тыла» и как бы предполагал освятить собою место трудовых подвигов тюменцев во имя Победы… Словом, у всех были свои аргументы «за» и «против». Победила воодушевленность жителей Восточного округа, которую в довольно простых словах выразил руководитель окружной управы Владислав Черкашин: «У нас большой округ, где живут потомки тех самых тюменцев, ковавших победу в тылу. Но нет ни одного памятника, ни одного памятного знака…»
Голосование было практически однозначным. И за несколько дней до юбилейного празднования памятник был открыт — в сквере Олимпийском.
… Сколь ни дискуссионны художественные достоинства монумента, но сегодня надо признать, что памятник оказался к месту и на месте. Он «организовал» вытянутый прямоугольник вдоль улицы 30 лет Победы, став естественным центром этого уголка города. А дальше все пошло само собой.
Конечно, «само собой» — не более чем гипербола. Потому что потребовались и нашлись рабочие руки, которые украсили и продолжают украшать сквер «Труженики тыла» (так его почему-то хочется назвать). Стремглав носятся малыши, которых всегда много в спальных районах Тюмени. Бдительные мамы беседуют «о своем, о девичьем», не спуская глаз с буйных представителей подрастающего поколения. Здесь же с осознанием своей государственной миссии степенно прохаживаются те, кому вскоре предстоит стать мамами.
В сквере есть место тени и солнечным лучам. Вдоль бесконечного цветника медленно ползет поливальная машина — значит, Восточная управа, не встревая в спор искусствоведов, бдит за своим единственным художественным сокровищем. Рабочая бригада занимается профилактикой фонтана, очищает форсунки от тополиного пуха. Пара мальчишек растянулась на парапете и ждет, когда ремонтники скачают воду. Видимо, пацаны надеются собрать монетки со дна бетонной чаши. Вот и еще одна традиция есть у «восточников» — свадебные процессии бросают в фонтан полтинники и рублевики, на счастье.
На днях на лицевой стороне памятника появились новые бронзовые таблички с обозначением всех территорий Тюменской области трудных военных лет. Сейчас их 46, этих табличек — от самого северного района, Тамбейского, до самого южного, Маслянского. Так они назывались в годы войны.
А из бронзовых складок скульптурной композиции, незамеченное нами прежде, выглядывает лицо крепко спеленутого младенца. Его мать одной рукой прижимает к себе дитя, а другой упирается в каменную глыбу над головой. На той стороне глыбы, что обращена к играющим на солнце детям, надпись: «Все для фронта!»
***
фото: Встреча поколений;Пока на первой скорости;Вода благоволила литься.