Приобщение к благам цивилизации
Чистая вода — эта тема была актуальна и столетие назад! И именно она обсуждалась на заседании Думы, начавшемся 17 июня 1910 года.
Кстати, вопросов на рассмотрение было представлено так много, что заседание продолжалось два дня!
Прежде всего, гласные приняли к сведению сообщение городской управы о поступлении «переводного билета» на пять тысяч рублей от правления общества взаимного страхования от огня в счет возмещения понесенных Тюменью убытков от пожара на лесопильном заводе. Напомним читателям, что 12 апреля 1910 года (мы об этом писали в одной из предыдущих статей) на заводе произошел сильный пожар, полностью уничтоживший кочегарное и машинное отделения. В негодность пришла паровая машина стоимостью 12 тысяч рублей. Поступивший в управу «переводной билет» стал частью страховых выплат.
Выслушав и обсудив сообщение, Дума постановила: капитал в сумме пяти тысяч рублей оставить неприкосновенным до окончательного выяснения вопроса о выгодности лесопильного завода для города по материалам ревизионной комиссии.
Целый ряд вопросов, рассмотренных гласными, касался городского водопровода. В управу поступили ходатайства от разных лиц и учреждений с просьбами о проведении «домовых ответвлений» от магистральной трубы.
Немножко о предыстории вопроса. В марте 1910 года тюменская мещанка П.А. Андреева получила разрешение на проведение своими силами (!) водопровода от городской водокачки по ул. Ильинской (ныне ул. 25 Октября) и ул. Ишимской (ныне ул. Орджоникидзе) в принадлежавшие ей бани. Андреева должна была за свой счет проложить трубы, непременно чугунные, устроить внутренний водопровод в банях, а также пожарный кран на случай возникновения пожара. После окончания строительства магистральные трубы, проложенные Андреевой до стен ее бань, должны были перейти в собственность города.
На том же мартовском заседании Думы, когда это решалось, гласный П.И. Никольский заметил, что если бы Андреева согласилась на предложенные условия, то оказала бы большую услугу и находившимся поблизости больнице и богадельне. В будущем у города вполне могла представиться возможность провести туда ответвления от проложенных труб, а в месте врезки в городской водопровод вполне можно было бы устроить «водоразборную будку и, вообще, способствовать примыканию к этой магистрали. ответвлений в частные обывательские дома за известную плату в доход города».
В качестве справки управа сообщила, что к началу 1910 года от существовавшего водопровода уже проведено несколько «веток» в учреждения и усадьбы обывателей. Благами цивилизации пользовались в Тюменском отделении государственного банка, в доме семейства Поклевского-Козелл. Также действовал водопровод в здании Александровского реального училища, в домах владельца пивоваренного завода Г.П. Ядрышникова и управляющего пароходством Торгового дома «Корнилов и наследники» М.Е. Дементьева.
Чистой воды с доставкой на дом хотели все новые и новые тюменцы. Личный почетный гражданин А.П. Россошных просил разрешения провести водопровод в свой дом по ул. Знаменской (ныне Володарского). В ходатайстве сообщалось, что «в усадьбе имеется колодец, и для поения лошадей и коров вода будет браться оттуда», а водопровод требуется исключительно для личных нужд. С подобным ходатайством обратился и статский советник Н.В. Кузьмин, уточнив, что готов платить за пользование водопроводом не более 30 рублей в год.
К ходатайствам прикладывалась докладная записка машиниста городской водокачки Г.Я. Никулина, сообщившего, что с технической стороны препятствий нет, и той воды, которую подавало названное сооружение, вполне хватило бы для снабжения новых домовладельцев.
Кроме того, гласные рассмотрели ходатайство директора Александровского реального училища П.А. Ивачева, просившего об освобождении учебного заведения от платы за пользование городским водопроводом (прежним постановлением Думы она была определена в 100 рублей). Директор извещал Думу, что ввиду предстоящих расходов за наем квартиры для подготовительного класса и содержание вновь открытого параллельного отделения при третьем классе «уплачивать указанную сумму будет очень затруднительно». Дума нашла возможным просьбу директора училища удовлетворить.
Новым пользователям водопровода плата была назначена в таком размере: с Тюменской электрической станции, располагавшейся по ул. Войновской (ныне Кирова), — 300 рублей, с А.П. Россошных — 75, с Н.В. Кузьмина — 50 рублей, с А.П. Шитоева, проживавшего по ул. Серебряковской (ныне Советской), — 50, с Д.Т. Горбунова и Г.И. Житкова, проживавших на ул. Знаменской, — 50.
Впрочем, тема водопровода не была на том закончена.
На прошлом заседании Думы, когда гласные знакомились с составленной городским архитектором К.П. Чакиным сметой на проведение водопровода в ночлежный дом, богадельню, больницу, дополнительно было представлено заявление попечительницы тюменского Александровского родильного дома М.Т. Ядрышниковой с аналогичной просьбой. Мария Тихоновна сообщала, что доставка воды в роддом осуществлялась лошадьми и это ежегодно обходилось городу в 720 рублей. По ее расчетам, экономия после подключения «водяной трубы» вполне окупила бы потраченные средства. Заявление признано гласными своевременным и вполне обоснованным, а управе поручено составить техническую смету и представить на Думе к следующему заседанию.
И вот прозвучало: поручение выполнено, смета составлена (на сумму 1129 рублей). Одновременно управа ставила в известность, «что на покрытие этого расхода не имеется свободных источников городских доходов». Осуществить проект можно было бы, отложив на время, например, проведение водопровода в богадельню, тем самым высвободив приблизительно 800 рублей.
Согласившись с докладом управы, Дума разрешила вместо проведения водопровода в богадельню осуществить то же самое для Александровского родильного дома, взяв недостающие средства из свободных остатков городской сметы на 1910 год.
Затем гласные ознакомились с актом комиссии, производившей освидетельствование переходящего в собственность города Тюмени водопровода, проведенного на средства П.А. Андреевой. В комиссию под председательством заместителя городского головы В.А. Копылова входили член управы М.И. Карташев, инженер-механик Г.И. Горбунов, архитектор К.П. Чакин, машинисты водокачки и лесопилки Г. Я. Никулин и М.И. Семков. 5 июня 1910 года в присутствии членов комиссии производилась проба и освидетельствование труб, уложенных Андреевой от городского водоемного здания к баням.
В заключении комиссии было указано: «Чугунные трубы пятидюймового диаметра с коленьями уложены по Ильинской и Водопроводной улицам до бань П.А. Андреевой на глубине четырех аршин в плотном глинистом грунте по подкладкам под стыками, и в стыках законопачены паклей, залиты свинцом и зачеканены».
После визуального осмотра комиссия произвела пробу труб «под прессом на 16 атмосфер, причем давление это держалось пять минут, и движения стрелки манометра не было». После этого члены комиссии обошли всю водопроводную сеть и осмотрели стыки и трубы, не обнаружив нигде течи или неисправности. Признав работу удовлетворительной, комиссия разрешила трубы зарыть.
Н. Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области.