X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Защита ребенка — дело наших рук…

Двадцать второго мая с крыши девятиэтажного дома упала 15-летняя девочка. Разбилась насмерть. Через три дня после этого в селе Казанское в реке Алабуга утонула 9-летняя девочка. Она решила покататься на лодке, оставленной на берегу без присмотра. На такую же беспризорную лодку 1 июня забрался и 10-летний мальчишка из деревни Надцы Тобольского района. Он тоже утонул, выпав из нее…

Работникам областного следственного комитета при прокуратуре РФ по нескольку раз в день приходится выезжать на проверки «по факту гибели» — и детей в том числе.

Смерть, тем более неестественная, вызывает страх, а детская смерть — это вообще ужасно. Следователь как-то по-особенному реагирует, если узнает, что дело связано с гибелью ребенка? — спрашиваю у Евгения Казакова, старшего помощника руководителя областного следственного управления. Последнее время в его руки все чаще попадает информация о детских несчастных случаях.

— Конечно. Вряд ли кто (даже профессионал, привыкший ко всему), сможет сдержать эмоций по этому поводу. Наверное, это, в каком-то роде, проверка следователя «на человечность». Ведь практически у каждого есть свой собственный ребенок, младшие сестры, братья. Волей-неволей ты прикидываешь: «Это могло случиться и с моим сыном или дочкой…»

-… И довести дело до конца, наказать виновника? Но если дети тонут, девочка шагает с крыши, а прямых виновников нет, и поэтому в возбуждении уголовного дела отказано? Что дальше?

— Этот вопрос, действительно, сложный. Прокуратура может принять общие надзорные меры по устранению причин случившегося, если есть факт административного правонарушения. Но закон к этому не обязывает.

И мать погибшей девочки вряд ли будет писать ходатайство. Неужели, остро переживая свое горе, родители задумаются об этом? Зачем?

— Чтобы подобного не случилось с другими детьми. Открытый чердак, брошенная лодка — это частные причины трагедии. Общая причина — это безответственное отношение взрослых к детям, своим и остальным. Я согласен, что чужих детей не бывает. Сегодня ты остановишь мальчишку, который пытается перебежать оживленную дорогу, завтра кто-нибудь убережет от безрассудного шага твоего ребенка. Дети — есть дети. Они познают жизнь. Наше дело — неотрывно наблюдать за ними и оберегать. И нужно осознавать, что это задача не только различных органов (хотя и их тоже), но и твоя в первую очередь.

И тем не менее. Вы же сами сказали, что дети есть дети. Кто из нас не лазил по крышам, деревьям, не жег костры и не совался в воду? И это несмотря на то, что родители постоянно твердили: «нельзя».

— Родители думают, что сказав категоричное «нельзя», они выполнили свою охранительную функцию. Это не так. «Нельзя» только провоцирует ребенка на то, чтобы узнать, а почему? Мама или папа всегда должны найти время и объяснить ребенку — почему нельзя. С наглядными примерами, историями. Да. Недостаток времени — тоже одна из причин, почему даже благополучные дети оказываются на улице, предоставленные сами себе. От этого никуда не денешься, ведь и деньги на ребенка зарабатывать тоже надо. Родители должны грамотно подойти к этому вопросу. Например, сказать своим детям — вот сегодня я буду занят на работе, а завтра мы с вами обязательно покатаемся на лодке.

Ну, подождите, если дети общие, значит и следить за ними должны всем миром. И власть, правоохранительные органы — не последняя нянька, на которую возложены большие обязательства. Как на старшего.

— Согласен: система работы с детьми у нас не развита. Попробовали ввести комендантский час. И что? Ну, раз ты возвратил ребенка родителям, второй. А если родители пьют уже вторую неделю. Какое им дело до ребенка. Поместили его в социальный центр, а там с ним практически ничем не занимаются — у сотрудников зарплаты мизерные, никому это не нужно.

… И, правда, никому и ничего не нужно. И это не голословно: наглядный пример — все тот же, будь он неладен, незапертый чердак.

Дверь на крышу открыта, а прокуратура, напротив, заперта на крепкий замок, который уж точно не спилишь, не достучишься: кто же ответит? Точнее, даже не так. Крайнего найти можно всегда, если постараться. Один укажет на другого, тот покажет пальцем на третьего. Вопрос в другом: кто заставит этого третьего исправить свою ошибку, чтобы ничего подобного не повторилось?

Кто-то скажет (и говорят): дети бывают всякие. За ними не уследишь. Но в свое время придумали такую защиту, с английского дословно — «защита от дурака». Foolproof. Это разные штучки, которые предостерегают человека от неверных действий. Например, колпачок на электрической розетке — чтобы любопытный ребенок не сунул туда палец или железную шпильку.

Наверное, трудно расставить такие заглушки повсюду. Но, думается, есть люди — в чьих силах хотя бы попробовать. Показать положительный пример. Может, он окажется заразительным. Но люди эти пока хранят молчание, хотя наблюдают за нами, наверняка, зорко. А что если оттуда (озираюсь по сторонам) маленьких детей им вовсе не видно. Тогда все понятно! Они просто не подозревают об их существовании.

Не знаю. Пока мне в голову приходит только это объяснение того, почему же продолжают гибнуть наши дети.

***
фото: А что еще придет им в голову?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта