X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сила музыкального локомотива

Вечером в понедельник тюменцы попрощались с концертным сезо-ном-2009/2010 в Тюменской филармонии.

С выступления Гидона Кремера и оркестра «Кремерата Балтика», которое филармония припасла «на сладкое», они уносили не только впечатления, но и ожидание. Летом всегда ждешь, когда же двери концертных залов распахнутся снова.

Закончился 51-й сезон, — издалека завожу разговор с директором филармонии Михаилом Бирманом, собираясь расспросить его о впечатлениях.

— Закончился, — выдыхает в ответ Михаил Михайлович. — И, к сожалению, и к счастью…

Почему «к счастью»?

— Сезон был напряженным, коллектив устал. Сейчас время для паузы: надо остановиться, отдохнуть, подумать о планах на следующий сезон. И хотя собственные коллективы филармонии работают весь июнь, наши мысли уже в будущем сезоне. Начнем его в середине сентября.

Если все-таки вернуться к прошлым концертам, которые мы еще и переварить, как следует, не успели, то вы как зритель какие выступления запомнили?

— Если оценивать сезон в целом, то мы взяли очень высокий уровень исполнительского мастерства. Очень высокий! Мы сильно подняли эту творческую планку. Но даже на этом фоне есть концерты, которые несли особый творческий подъем. Я бы назвал Российский национальный оркестр с Владимиром Спиваковым, оркестр «Солисты Москвы» с Юрием Башметом, Дмитрия Хворостовского и его выступление с хором, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, потрясающие концерты ансамбля танца Игоря Моисеева, оркестр джазовой музыки Дюка Эллингтона…

Удивительные люди — джазмены! Не только играли великолепно, но и оказались доброжелательными. Безо всякого пафоса спустились в зал пообщаться со зрителями…

— Да. Что еще? Оркестр «Виртуозы Швейцарии». Ну, и буквально в понедельник мы завершили сезон блестящим концертом Гидона Кремера и оркестра «Кремерата Балтика».

Какие впечатления у музыкантов, которые приехали в Тюмень впервые?

— Они знают, куда едут. Знают, чего ждать. Тюмень стала заметным музыкальным городом. Крупные коллективы даже начинают планировать свои гастроли с Тюмени.

Серьезно?

— Да, их гастрольные маршруты часто начинаются именно здесь. Поэтому многое зависит от нашей филармонии и наших планов. И артисты едут сюда с удовольствием. Тюмень — это прочное звено цепочки российских городов, куда музыканты стремятся приехать. Цепь, кстати, не такая уж длинная: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и мы.

Что их сюда влечет? Сам зал? Организация? Заработок?

— Все в комплексе. Плюс публика. Мы годами воспитывали музыкальную среду, которая заполняет зал. Специалисты филармонии все время работают со зрителями. Если бы этого не делали, то и концертов бы не было. На них бы никто не ходил. Ведь классическая музыка не относится к доходным видам бизнеса, заработать на ней непросто. И, может, вы обратили внимание, что с каждым годом программа все усложняется. Сегодня планы филармонии более чем на 90 процентов состоят только из академических концертов.

Мы, слушатели, успеваем развиваться параллельно этой программе?

— Думаю, что нет. Но мы форсируем этот процесс. Может, чуть-чуть и «перекармливаем» людей академической музыкой, но все время поднимаем планку. И не только в отношении зрителей. Вы посмотрите, как в условиях конкуренции с приезжими коллективами подтягиваются наши собственные — тюменские! Они вынуждены соответствовать этому высокому творческому стандарту. И концерт наших коллективов в Санкт-Петербурге с оперой «Христос» — яркий тому пример. Это очень амбициозный проект: открыть Петербургу потерянную оперу Рубинштейна! Да еще на таком уровне, что петербургская пресса назвала оперу «тюменским чудом». Я сам присутствовал на этом концерте. Это крепкий столичный уровень.

У Антона Шароева и на следующий концертный сезон запланировано немало абонементов.

— Он сильно усложнил нам работу пятью операми. Посмотрим, как все получится.

Когда он рассказывал о новом экспериментальном варианте оперы Пуленка «Человеческий голос», то признался, что и сам до сих пор не знает, как все действо будет выглядеть на сцене. Я удивилась: как же Бирман согласился на такой эксперимент? Вы ведь директор, менеджер. Наверное, вам нужны гарантии?

— Шароев — человек творческий, у него все время рождаются идеи. И он начинает меня убеждать в том, что они должны быть реализованы. Как творческий человек я его понимаю. У художника должна быть возможность реализовать себя, свои замыслы. А как менеджер я понимаю: гарантий, что опера получится и будет принята публикой, нет. Но я пошел на эксперимент.

Первая ярмарка абонементов следующего сезона уже состоялась. Удачно?

— Могу сказать, что мы продали около 15 процентов абонементов. Это неплохо. И людям выгодно, потому что, покупая абонемент почти за полгода до концертов, они получают солидную скидку — до 50 процентов. В этот раз популярными оказались именно личные абонементы, которые люди составляли сами. Они набирали максимальное количество концертов — девять!

Еще на ярмарке мы впервые открыли медийную точку: поставили компьютер, и любой человек мог послушать записи выступлений коллективов, которые он собирается внести в свой абонемент.

И слушали?

— Да, очень многие подходили, просили включить им запись. По-моему, удачная идея.

Ну, а новый сезон мы откроем 28 сентября концертом французского Национального симфонического оркестра из города Лилля. С потрясающим дирижером Жаном-Клодом Казадезюсом. А уже 29 сентября начнется фестиваль пианиста Дениса Мацуева «Crescendo». Это будет шесть концертов, где выступят выдающиеся молодые исполнители со всего мира. Шесть концертов! Вы представляете? Даже не знаю, как Тюмень все это выдержит.

Есть мнение, что художник не должен объяснять свои творения, а, напротив, задавать высокую планку. Пусть и не сразу понятную зрителю. Зритель в итоге дотянется до нужного уровня. Может, и здесь так?

— Может быть. Но загадывать не будем.

Мне, признаться, хотелось поспорить на эту тему, потому что Михаил Бирман в беседе несколько раз употребил по отношению к филармонии критичные фразы «перекармливаем зрителей» и «впереди паровоза». По-моему, «бежать впереди паровоза» Тюменская филармония просто не может. Она и есть — паровоз, локомотив, что из года в год ведет за собой длинную вереницу музыкальных вагонов. Но директору, наверное, виднее, и загадывать, действительно, не надо.

***
фото: Закрытие 51-го концертного сезона: выступают Гидон Кремер и оркестр «Кремерата Балтика»;Цветы от благодарных тюменцев.;Цветы от благодарных тюменцев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта