Пограничники — навсегда
Так уж случилось, что открытие мемориала пограничникам Тюменской области в сквере деревни Казарово, которое было запланировано на полдень вчерашнего дня, состоялось чуть раньше.
Нет, торжественные речи гостей, марш оркестра и вручение благодарственных писем и памятных медалей — все это было по расписанию, как и положено. Но природа решила внести в план мероприятия свои коррективы. За полчаса до того, когда должны были сдернуть с нового мемориала полотно, скрывавшее его от собравшихся, неожиданно пошел дождь. И не абы какой, а проливной. Вот тут-то и случилось незапланированное, а поэтому — самое интересное.
Те, кто не попрятался от сырости в палатки и машины, могли увидеть неофициальное, но от этого не менее торжественное открытие памятника.
«Ура!» — кричали пограничники в ответ на раскаты грома. «Это к добру», — говорили люди, выставляя руки из-под зонтиков под дождь. А белая простыня, накинутая на большую мраморную плиту в центре площади, постепенно промокала, облепляя мемориал, и сквозь нее отчетливо проступали буквы: «Хранить Державу — долг и честь».
На этом кульминационном моменте мы с фотокорреспондентом Викой не выдержали водяного напора (мы все-таки не пограничники) и нырнули под полог импровизированной сцены.
А там уже собралось много народу — в военной форме и зеленых фуражках. Каждые несколько минут кто-нибудь из них выкрикивал чье-нибудь имя и сквозь толпу бросался обниматься к спешащему навстречу человеку: «Ну, надо же! Сколько лет-то прошло…»
— Вот еще два друга нашлись, -услышала я за спиной голос.
Мужчина в синем строгом костюме и зеленой фуражке задумчиво и тепло смотрит то на обнимающихся парней, то, приподнимая полог, на мраморную плиту, по которой ручьями стекает дождевая вода.
— Познакомьтесь: Нуртдин Нурылханович. Можно сказать, благодаря ему мы сегодня здесь и собрались, — подошедший человек в форме, не дождавшись моего вопроса, представил скромно стоящего в стороне ветерана пограничных войск Ибрагимова.
И правда, мемориал, посвященный всем пограничникам Тюменской области, — детище Нуртдина Ибрагимова. Он уже несколько лет вынашивал эту идею — увековечить имена тех, кого уже нет рядом, кто никогда не сможет вот так крепко обнять своих сослуживцев, похлопать по плечу.
— Да, мы долго собирали имена пограничников — наших земляков, погибших в мирное время — с 1969-го года, — говорит Нуртдин Нурылханович. — Сейчас на памятной плите — 26 имен. Но, скорее всего, там появятся и другие, которые, может быть, не вспомнили сейчас. Главное — чтобы не пришлось писать там новые имена!
Разговор время от времени прерывает звонок мобильного телефона.
— Это все сослуживцы звонят, поздравляют с Днем пограничника, — радостно говорит Ибрагимов. — Мне удалось найти практически всех, с кем я служил в Среднеазиатском округе на погранзаставе «Вахш». Всех раскидало по разным городам, а кто-то живет и вовсе в Украине и Беларуси. Но границы дружбе пограничников — не помеха.
Когда стрелки часов сошлись на цифре двенадцать, вдруг дождь кончился. И из-за туч вышло солнце. Рассказал бы кто — не поверила, но свидетелей было несколько сотен человек: ничто не помешало запланированному открытию.
По лужам прошагали несколько шеренг солдат с табличками, на которых написаны названия пограничных округов: Закавказский, Забайкальский… Люди, спешно отряхивая с одежды капли, засуетились между этими табличками. Пограничники брали за руки своих детей, жен и тянули знакомить с сослуживцами.
Но вот оркестр дунул в трубы, застучал в барабаны. И с мемориала наконец-то сдернули белое мокрое полотно, открыв имена тех, о ком плакал дождь.
— Но это не повод унывать, а, наоборот, толчок, чтобы жить дальше и служить так же честно и преданно Родине, как служили они! -сказал полковник Вячеслав Сотин.
И грохнул салют, и пограничные округа снова перемешались. То тут, то там в воздух поднимались руки с зажатыми в них зелеными фуражками: «Ваня! И ты тут! Здорово!»
***
фото: Дождь открывает мемориал;Встреча сослуживцев;Нуртдин Ибрагимов.