Мы поехали за город посмотреть, как хлеб растет
Насмотревшись по TV на последствия жесткой засухи в Европейской России, мы решили посмотреть, что делается в нашем Тюменском районе, в его западной хлебной части, поскольку восточная занимается в основном картофелем и овощами.
Над Тюменским районом засуха тоже «поработала» — в мае было сухо, но в первые 20 суток июня выпадали неплохие дожди, и ко времени: как раз закладывались у растений будущие колосья и метелки. Но с 20 июня по 15 июля опять засуха накрыла поля. В этот день природа расщедрилась, и на поля района вылилась полумесячная норма осадков, потом опять стало сухо и жарко до сих пор. А время опять ответственное — зерно стало наливаться, и от его налива будет зависеть урожай.
Николай Иванович Бородин, главный агроном района, бывший главный агроном учхоза сельхозакадемии, поделился впечатлениями о посевной. В этом году сделали все для урожая: сеяли хорошими семенами, подготовили почву и технику, внесли удобрения, многие агрономы уже не первый год применяют еще и ростовые вещества для обработки семян перед посевом и при опрыскивании гербицидами сорняков. Ростовые вещества смягчают действие гербицидов на культурные растения, а сорняки гибнут. Чаще всего в качестве ростового вещества применяют препарат «Росток», который создала и производит кафедра общей химии сельхозакадемии.
А отправились мы по Московскому тракту. Николай Иванович знает тут каждое поле: чье оно, что посеяно, что сделано для урожая. Кое-где останавливаемся, осматриваем растения и колосья. Поля чистые — в фазу кущения растений их опрыснули гербицидами. До дальних перелесков под дыханием легкого ветра мерно колышутся колосья пшеницы и ячменя с блестящей на солнце гривой остей. В колосьях ячменя до 25 зерен, пшеницы — 20-22 зерна. Это очень даже неплохо. Осадки июня помогли сформироваться хорошим колосьям.
Проезжаем поля первых фермеров района — Росляковых, отца и сына. Чистая, стройная пшеница. Хозяева надеются собрать по пять тонн зерна с каждого гектара. Похоже, что именно так и будет. Это отличный урожай, учитывая даже, что в последние три года в среднем по области собирали по две тонны.
В «Успенском» земледельческую отрасль возглавляет вдумчивый опытный агроном Владислав Кириллович Семенов. Хозяйство выращивает пшеницу сорта Иргина (с ударением на «а»), созданную на Красноуфимской опытной станции. Сорт не районирован в области, но успенцам он нравится. Посевы и в самом деле выглядят отлично: рослые стебли, мощные колосья, уже начавшие приобретать красную окраску. Засуха здесь не сказалась.
На другой стороне тракта к горизонту уходит чистое, зеленое еще поле гороха. Налив семян едва начался, но некоторые проезжающие останавливают автомобили и, вспомнив детство свое золотое, лакомятся еще сладкими зелеными семенами. В такую пору спелости горох действительно привлекателен не только для детей.
У тракта горох оказывается в некоторые годы в соответствии с чередованием культур по севообороту. Агроном Семенов рассказывает: пытались ставить щиты с надписью, что поле обработано ядами — гербицидами, да оно и само вначале жутко воняет, ясно без надписей. Однако наш народ на испуг не возьмешь. «Все не съедят, — философски замечает агроном, — зато кому похвалятся, сколь вкусен успенский горох. Ну съедят все вместе полтонны — это капля в нашем гороховом поле».
Горох в Успенке любят и умеют выращивать еще со времен советской власти, когда были старые, трудноубираемые сорта. Современные сорта почти не полегают, дружно цветут и созревают, их можно молотить прямо с корня, как пшеницу или ячмень — дело невиданное и неслыханное каких-то 10-15 лет назад. Три-четыре тонны семян гороха с гектара — обычные намолоты успенцев. Еще недавно столько сдавала пшеница, а горох — вполовину меньше.
… Пересекаем за Успенкой сосновый бор, реку Пышму. В пойме реки идет заготовка сена, еще в советское время здесь осушили немалый участок заболоченной поймы и до сих пор собирают высокие урожаи.
С полей у деревни Костылевой начинаются поля совхоза «Червишевский», сохранившего как память свой советский статус. Это хозяйство животноводческое, потому основное внимание уделяется выращиванию кормовых культур. Коровы — животные, надо сказать, прожорливые. В их организмах стопроцентно выполняется известный всем со школы закон сохранения вещества и энергии. Чтобы дать много жирного и белкового молока, коровы должны кормиться «по науке», иначе толку не будет. Коров в совхозе ублажают, как барынь: для них выращивают козлятник, люцерну, тимофеевку, кострец и их смеси, возродили посевы забытых с хрущевских времен (начало 1960-х годов) кормовых бобов — хороший источник кормового белка. Прав был все-таки Генеральный секретарь, правильную мысль ввели ему в голову тогда ученые агрономы и зоотехники — надо сеять бобы. Генсек заставлял — народ не сеял. Теперь сами сеют, без нажима сверху. Кукуруза в этом году пока неказиста, но ей еще расти целый месяц, если дождики пройдут, она поправится.
Учхоз сельхозакадемии традиционно выращивает в основном чистосортные семена зерновых культур, хотя многочисленное высокоудойное стадо коров тоже требует корма. Поля здесь чистые, состояние посевов образцовое. В августе в академии будет работать научная конференция, и ее участникам и гостям будет что посмотреть, чему поучиться.
В Тюменском районе пока состояние посевов обнадеживающее. Весенняя засуха обошла район стороной. Хлеб растет отлично. Воздух чист и свеж. Уже поют в пшенице перепелки.
Однако нужны, нужны осадки для полноценного налива крупного зерна с хорошими мукомольными и хлебопекарными свойствами. Опять же тут решающее слово остается за сибирской природой, своеобразной и непредсказуемой в любой месяц, в том числе и в августе, когда окончательно сформируется урожай хлеба.
***
фото: