Московские цирковые шаманы
Цирк «Сафари», гастролирующий исключительно по России, добрался до Тюмени. Чтобы понять этот цирк, ощутить его еще до начала представления, достаточно заглянуть в недавнее прошлое.
Старшее поколение наверняка хорошо помнит аттракцион с экзотическими животными под названием «Здравствуй, мир!», созданный Любовью и Борисом Федотовыми.
Династию заслуженных артистов продолжила Елена Федотова, которая совместно с другим заслуженным артистом — Сергеем Нестеровым в 1996 году решила создать аттракцион по мотивам родительского. Коллектив получил название «Сафари». Это слово, ставшее международным, из языка суахили, означает «путешествие», «поездка».
Так что пристегните ремни покрепче, нас ждет самый жаркий континент! Кстати, само название программы «Суахили» обозначает язык межэтнического общения, один из наиболее значительных на Африканском континенте.
… На каждого родителя в зале по два, а то и по три чада — лето все-таки. Дети в предвкушении — еще ничем не хрустят, вопросов не задают, только норовят вырваться из-под присмотра и походить по бортику манежа. Ну вот, третий звонок — постепенно в зале становится темно.
Тишине не дают опуститься громкая музыка и внезапно появившееся прямо на арене изображение восточной красавицы. Кокетливо улыбаясь, она приветствует публику: «Я знаю, вы здесь не случайно, но поверьте, вы сделали правильный выбор. Я хочу познакомить вас с моими друзьями. Они такие разные, но есть то, что их объединяет — предназначение».
В это время Алиса Нестерова, Карен Егонян и Александр Полунчуков — трое персонажей-трудяг в синих рабочих комбинезонах — выносят на сцену тех самых, призванных дарить людям радость. Но все они спрятаны под покрывалами. Пока ребята стряхивают пыль с «экспонатов», раздают им реквизит, музейное спокойствие нарушает разбойник, который переодевается в костюм артиста, на голове у него оказывается зеленый парик с кудряшками, а в руках заветный мешок, который он отбирает у смотрителей.
Вот тут-то и родилась сквозная линия представления — погоня троицы в синих комбинезонах за разбойником.
Вдруг вместе с музыкой оживают фигуры — как в кино. Помните, в фильме «Ночь в музее» экспонаты тоже шевелились под светом фонарика? «Зомби какие-то!» — выкрикнул мальчик Степа из-за моей спины, пока все артисты убегали за форганг (цирковой занавес). Наверное, в ближайшие минут двадцать мальчишка был уверен, что перед ним куклы — так хорошо вошли в образ артисты!
Цирк «Сафари» потрясает целостностью своей программы — там, где нет погони за заветным мешком, появляется сам одинокий разбойник с цветком в руках для той прекрасной дамы, которая в эту минуту на арене; где нет цветка, там есть опасные хищники.
В какую-то минуту мне показалось, что я присутствую при шаманском таинстве, обряде, с костюмами, тотемами, огнем, громкой музыкой и головокружительными полетами под куполом цирка.
Воздушные гимнасты в костюмах «а-ля пятна жирафа» первыми заставили зал трепетать — они строили сложную жирафоподобную конструкцию. На крепком плече, а потом и на лбу артиста находился шест, увенчанный его коллегой. И правда, выходя на манеж, цирковой артист перестает быть обычным человеком. Он становится героем, обладателем сверхчеловеческих возможностей.
А вот на сцене прекрасная пара отдыхающих с гигантским фотоаппаратом. «Сейчас вылетит не птичка!» — пульсирует мысль в голове в ожидании чего-нибудь этакого. Вылетает не птичка, а. обезьянка! Ловко прыгает со шляпы одного дрессировщика на шляпу другого, с неохотой ловит разноцветные блестящие обручи и надевает их на шею.
«Фа-фа-фа», — тихонько выдыхает коверный клоун Харри. Его-то детки как раз заждались. Заслуженный артист России Игорь Яшников предстает перед втянутыми в приключение зрителями в безразмерном комбинезоне и смешной шляпе, напоминающий цветочный горшок.
Пока малышня стесняется и прячется под мышками своих родителей, Харри, этакий высокий блондин в разноцветных ботинках, вовлекает в представление самых больших зрителей — крепких мужчин с чувством юмора… Манеж творит чудеса — он любого взрослого превращает в крошку-дочку или крошку-сыночка.
Алиса Нестерова работает на арене со своими подопечными животными. В этом цирке что обезьянки, что собачки — делают все. Змейки вперед-назад, прыжки, бег с препятствиями.
Одним из самых неожиданных номеров стало внезапное появление кота-джигита верхом на большущей черной собаке. Не один круг по арене, держась когтями за собачью спину, нарезала Масяня! (Если верить официальному сайту цирка «Сафари», то Масяня — «самая юная участница. Она практически родилась в цирке. Правда, когда подросла, то неожиданно для всех оказалась котом!»).
Высшая школа верховой езды — один из излюбленных номеров. Правда, некоторым зрителям на первых рядах было волнительно — как говорится, от топота копыт. Кстати, вы никогда не замечали, что выскакивая на манеж из циркового занавеса, лошадь всегда бежит против часовой стрелки? Если мы вернемся к мысли о шаманах, обряде и т.д., то движение лошади именно в этом направлении не случайно. Это древнейший вид заклинания. Еще давным-давно люди были уверены, что именно так движется земное светило — справа налево.
Анастасия Стыкан показала зрителям номер в жанре конной дрессуры, где элементы высшей школы верховой езды исполняются без седла.
Фантасмагория «Сеть» возвращает нас к сюжетной линии с похищенным мешком. Зрители не устают аплодировать партерным акробатам, которые демонстрируют захватывающие дух воздушные пируэты. Пара ударов по мешочку с магнезией, пара хлопков в ладоши — и дальше лететь в руки своему партнеру!
Проделывая прыжок, акробаты как бы описывают круг — а это древнейший символ солнца. Несчетным количеством «солнц» эта пятерка озарила своды тюменского цирка.
И почему у детей всегда такие липкие руки? Антракт пролетел незаметно, особенно для тех, кто простоял в очередях за газировкой и сладкой ватой.
Вот он, вот он, долгожданный аттракцион «Сафари». На экранах появляется «хищный» видеоряд. Голову дурманят восточные мелодии, по арене расползаются мультимедийные глаза уже известной нам восточной красавицы.
В зале становится жарко. Арена покрывается изображением иссушенной потрескавшейся земли.
На суд зрителя выносится танцевально-акробатическая битва зебры с крокодилом от балета «Сафари». Под грохот барабанов по сцене проносятся зебра, три пони и лама. Вслед за копытными появляется восточная красавица, чью талию обвивает змея. Ее помощники проносят мимо первых рядов другую очаровательную змею, позволяя зрителям прикоснуться к ее холодной коже. (В Екатеринбурге как-то про нее сказали: «Вот он, наш червячок!»).
И вот «смертельный номер» — шея дрессировщицы Елены Федотовой оказывается в пасти крокодила.
Людям со слабым зрением может показаться, что судьба артистки предрешена, но, вдруг из костюма крокодила выскакивает такса! Зрительный зал дружно выдыхает. Но не тут-то было — в зал из корзинки летит питон! Световая пушка выхватывает лица испуганных зрителей с игрушечной змеей в руках.
Кажется, что все сюрпризы миновали. А впереди — «сердце» аттракциона с экзотическими зверями — номер «Леопарды без клетки». Томас и Джессика находятся на манеже без ограждений. Единственное, что их сдерживает, — короткие поводки дрессировщиц и воспитание. За безопасностью в зале следит персонал цирка.
Леопарды выполняют набор трюков — ходьбу, прыжки, в том числе и через пони. Томасу достается главная роль — прыжок через огненный обруч. Немного поленившись, он не подводит своих хозяев и выполняет команду. «Без аплодисментов Томас уходить не любит!» — раздается голос шпрех-шталмейстера. Томас же в это время, как котенок, крутится на спине посреди арены, выставляя напоказ свой пятнистый живот.
«На сладкое» — зебра-футболист Чапа, готовая пробить не одно пенальти зрителям. «Родители, прикрывайте детей, а не прикрывайтесь ими!» — раздается уже знакомый голос. Мячи от задних копыт Чапы отлетают к верхним рядам, не оставляя никого безучастным.
В финале появляются все-все звери цирка «Сафари» — верблюды, страусы, кенгуру, зебра, пони, собаки и другие.
* Дарья Зведенинова — студентка факультета журналистики Уральского госуниверситета, практикантка «Тюменского курьера».