В чертовой дюжине бытовых проблем
Человек пять — женщины и мужчины — по-соседски сидели на лавочке, смеялись и что-то обсуждали. Рядом пустовали одинокие качели и песочница. В ней недавно играли: кругом были разбросаны формочки, игрушки, ведерко и лопатка. В этот дворик я заглянула совсем не случайно, хотелось посмотреть, как живут люди в домах под снос.
… Встретившие меня жители исторической части Тюмени оказались людьми гостеприимными. Узнав, что я из газеты, каждый готов был показать те невыносимые условия, в которых им приходится жить. Многие здесь родились и выросли. Не скрывают: от журналиста ждут помощи…
… Дворик на три тринадцатых двухэтажных дома — общий. Он находится в границах ул. Кирова, 13, что почти напротив гостиницы «Нефтяник», на пересечении с Хохрякова, 13-а и 13-б. На ул. Хохрякова, 13-а, уже пятидесятый год живет Тамара Алексеевна Пахомова.
— Дом был построен для студентов сельхозинститута, а у меня свекровь была агрономом, и жили они тут со своим сыном. Тут же печное отопление было, в 1976 сделали газ.
Тамара Алексеевна как заправский экскурсовод пыталась дать как можно больше информации, пока шли к дому. Рядом с нами вертелась ее внучка Ксюша: родители забирают ее после работы. Она первой влетает в подъезд. Под нашими ногами недобро скрипит пол.
— Никто не моет, все сами делаем, а за коммунальные услуги платим: в прошлом месяце с меня полторы тысячи взяли, а ничего ж не делается, — Тамара Алексеевна тяжело поднимается на второй этаж. Оборачивается, показывая мне на железную дверь, оставшуюся внизу:
— Здесь участковому дали жилье. Он ремонт сделал, мебель новую купил, а старую отдал Маринке…
… Маринка — это многодетная мать, окна ее квартиры смотрят на дом-близнец по улице Хохрякова 13-б. Смотрят печально: рамы покосившиеся и ненадежные.
Тамара Алексеевна открывает свою дверь:
— Вон туда проходите, я с подселением живу. Нас тут пять человек.
Коммунальных квартир в бараках, признаться, я еще никогда не видела. Кухня, коридор и туалет с ванной — общие. Стены в дырах, штукатурка облетела: разруха поселилась здесь давно. Тамара Алексеевна продолжает щебетать:
— Электропроводка у нас хилая, стиральная машина как-то выдерживает, а холодильник сгорел.
Подхожу к окну, показалось, что стекла нет. Тамара Алексеевна успокаивает: есть, но одно, поэтому зимой здесь холодно.
— Нас несколько раз предупреждали, что будут сносить. Я свое тряпье в коробки то складываю, то опять разбираю. Вот осенью опять сказали, что снесут. То ли готовиться, то ли опять какой кризис объявят.
… Маленькая Ксюша бежит показать нам игрушки и пытается меня «щелкнуть» на игрушечный фотоаппарат. Позирую, а сама слушаю неумолкающую «бабусю» — так Ксюша называет Тамару Алексеевну.
— Пенсионеров мало в нашем доме: я да Люда больная — там вон лежит, — Тамара Алексеевна показывает на запертую дверь.
Сообщает, что в соседнем доме на ул. Хохрякова, 13-б, ситуация получше. Рассказывает почему: лет десять назад дом горел, и его отремонтировали. Идем смотреть.
ЖИЗНЬ НА ГОЛОВЕШКАХ
Встречаем по дороге жительницу этого дома Елену Кодолову. Она мнения Тамары Алексеевны не разделяет:
— Чем лучше-то после ремонта? Головешки заделали, вон их в дырку видно.
На ее кухне «пробоины» как после обстрела. Да и с водой особенные проблемы: холодная есть только на первом этаже, поэтому верхние соседи приходят к Елене за водой. Горячая вода в этих домах — редкий праздник.
Демонстрирует свет в кухне: лампочка на потолке включается не выключателем, а — в розетку. Электрик давно уже бесполезный гость в этом доме.
Открывает туалет. Канализационная труба прочно провалилась в дыру в полу. Туда все и бежит. Елена рассказывает:
— Из обслуживающей компании приходили, хотели трубу поменять, но не решились.
… Елена — тоже старожил, поэтому помнит — сколько раз собирала чемоданы, готовясь «под снос».
— Две недели назад мы ходили в администрацию к Владимиру Марану, он сказал, что в текущем году нас снесут. Еще пойдем к нему на прием 2 сентября.
ГЛАВНОЕ — СУДЬБА ДОМА …
Председатель комитета по жилью города Вера Белова тоже говорила на недавнем заседании «круглого стола» о скором сносе домов по Хохрякова. Но в соседнем на ул. Кирова, 13, люди будут зимовать. Жильцы об этом знают, поэтому продолжают отстаивать свои бытовые интересы перед обслуживающей компанией «Универсал-ТВН». С этой компанией у жильцов сложные отношения. Жительница этого дома Ирина рассказывает, что там ей всегда отвечают вежливо, но ничего не делают. Она показывает бумаги: трехлетняя переписка с просьбой дать горячую воду. А главное все же: судьба дома по ул. Кирова, 13. Многие уверены, что рядом стоящие бараки город снесет, но им «подставил ножку» застройщик — ООО «Градстрой». Ирина рассказывает, что в октябре 2007 года было обследование здания на предмет износа.
— Приходили, фотографировали тут все, но не признали дом достаточно изношенным, поэтому он не попал на рассмотрение межведомственной комиссии. Именно она признает, аварийный дом или нет. В ноябре 2007 года ООО «Градстрой» берет нашу землю для отселения жильцов и последующего сноса дома.
Ирина показывает бумагу, датированную этим годом. Читаю: «Дом по адресу: улица Кирова, 13, включен в концепцию капитального ремонта многоквартирных домов города, утвержденную городской Думой. В связи с проведенной корректировкой бюджета города на 2009 год, в настоящее время источник финансирования указанного объекта отсутствует».
… В подъезде дома нас встретила обрезанная труба. Здесь когда-то была батарея. Теперь подъезд стоит холодный. Дверь квартиры N 1 открыла девочка Анна. Она недавно окончила 8-й класс. Живут здесь с мамой.
— Как нам здесь живется? Да все отваливается. Окна нормально сделать нельзя, а там стена выпадает.
На маленькой кухоньке Аня показывала нам «чудеса» бытового экстрима: включает чайник, микроволновку и стиральную машину по очереди. В розетке слышны опасные щелчки.
Аня в этой квартире родилась. Раньше здесь жила ее прабабушка.
— Моемся под душем. Ванна постоянно засоряется, посмотрите наверх, там большая дыра, оттуда все сыплется прямо на голову. Помыться в ванной ездим к бабушке с дедушкой в нормальную квартиру или в баню на дачу.
Ванна ржавая и покосившаяся. Такие же есть в других квартирах.
В комнате с потрескавшимся потолком работал телевизор. На нем стояла ваза с букетом свежих садовых ромашек. В коридоре шумели жильцы, собравшиеся в ожидании гостей.
— Хорошо бы подвал снять, там вода стоит, — беспокоится Татьяна, когда мы с фотографом выходим из квартиры Ани.
И мы снова слушаем все беды, которых натерпелись жильцы от этого подвала, о нашествии крыс, поэтому в квартирах теперь живет не по одной кошке.
А о том, чтобы дом наконец-то снесли, девочка Аня загадывает каждый Новый год. И никто не жалеет, что в случае сноса они уже не будут жить в историческом центре.
***
фото: Тамара Пахомова;Ксюше больше нравится гулять во дворе;Ирина показывает на пробоину в стене.