Одним памятником меньше
Жилой дом с мезонином на улице Береговой. Дата постройки — предположительно 1860 -1880 годы.
Говорят, от старой деревянной Тюмени осталась только улица Береговая. Летом она прячется в густой зелени старых разросшихся деревьев, так что как следует рассмотреть ее с высокого правого берега Туры трудно.
Переходишь через мост и отправляешься петлять по здешним улочкам, убеждаясь в правдивости составителей книги «Архитектура Тюмени» Жученко и Заварихина, которые писали, что жилая застройка заречной части города в давние времена почти никогда не велась по плану, была стихийной. Это заметно и сегодня, особенно на Береговой. Дорога петляет, она в основном не асфальтирована из-за ежегодной угрозы разлива Туры. Домишки разномастные, но, по большей части, деревянные. Хотя попадаются и коттеджи.
Тем не менее, среди преимущественно одноэтажной застройки можно выделить несколько двухэтажных деревянных зданий начала XX века с декором, представляющим собой фантазию на темы классицизма и местной резьбы.
Деревянный дом N 145 на Береговой для рубрики «Фотооткрытка» мы выбрали наугад, посчитав, что он как раз является редким образцом тюменского деревянного классицизма. Он значится в реестре памятников деревянного зодчества. В книге «Архитектура Тюмени» нашелся черно-белый снимок: высокие окна с наличниками, мезонин с милым маленьким балконом.
Приехав на место, мы узнали дом только по табличке с номером. А его жильцы рассказали, что из списка памятников дом вычеркнут около двух лет назад, когда в нем произошел пожар. Пострадала как раз самая красивая его часть — с мезонином. Мезонина теперь вообще нет, на освободившемся месте растут цветы. Но и они не могут скрасить общей грустной картины.
Потемневшее от времени и непогоды строение уже безнадежно вросло в илистый, сырой пойменный грунт, накренилось набок. Рассчитанное на четыре семьи, оно заселено сегодня лишь наполовину. Черная, как головешка (да это и есть головешка) фасадная часть пустует, жить в ней нельзя, надо разбирать по бревнышку. Зато рядом высится, пристрой из светлого дерева, окна в нем уже пластиковые.
Во дворе работают жильцы, делают ремонт. Он у них затянется надолго: строительные материалы недешевы.
Особенной истории у дома нет, в нем просто всегда жили люди. Сначала это были большие семьи, которые занимали всю площадь, потом памятник обзавелся дополнительными входами и превратился практически в многоквартирный дом.
Пожары на Береговой — не редкость, говорят местные жители. Дерево вспыхивает быстро и сгорает дотла. К тому же, печное отопление здесь не редкость. И вот это, наверно, хорошо. Потому что в противоположном случае знаменитые тюменские кружевные дымники мы смогли бы видеть только на музейных полках. А так этот уникальный вид народного творчества у всех на виду.
Дом 145 тоже сохранил свой дымник. Хозяева не собираются от него избавляться, пусть хоть что-то останется в напоминание о том, сколько этому дому лет, и сколькие люди его обживали.
… Идя по Береговой, на собственном опыте убеждаешься, что это, действительно, самая длинная улица Тюмени. Последние дома ее носят номера далеко за 300. Ее длина — более пяти километров. А первые дома здесь были поставлены четыреста лет тому назад! Пусть они памятниками архитектуры и не считаются, но «старую Тюмень» здесь чувствуешь носом. Она пахнет зеленью и — немного — гарью.
***
фото: Вот что осталось от памятника деревянного зодчества.