Деревня без досуга
Я помню свое деревенское детство: как с друзьями лазала по деревьям, пряталась в камышах у реки, в дождливую погоду сидела в стеклянной теплице, где проживал выводок желтых утят.
Кажется, мы не скучали. Правда, сравнивать тогда было не с чем. Компьютеры и видеомагнитофоны в домашнем хозяйстве не водились, развлекательные аттракционы работали только в городах.
В деревне Ворониной аттракционов тоже не было, зато стояла бревенчатая изба — местная библиотека, филиал утешевской «Околицы». Около полутора лет назад ее разобрали по бревнышку: специалисты определили, что старый дом ни по каким критериям не соответствует громкому званию культурного центра деревни. Крыша прохудилась, из окон дует. Зимой, если не затопить печь, книги покрываются инеем, а в тепле сыреют и болеют грибком.
Теперь на месте библиотеки — пустырь. Даже маленькая детская площадка опустела: пропали скамейки (как говорят местные жители, их растащили), переехали в «Околицу» столы для игры в пинг-понг. Но ребятишки по старой памяти все равно собираются именно здесь. Сидят на стволе поваленного дерева, хвастаются новыми велосипедами (а те, кто постарше — доверенными папой или дедом мотоциклами), щелкают семечки, гоняют мячик. Им, как и нам тогда, в детстве, вроде бы не скучно. Но они помнят, что с библиотекой было лучше.
… Из общественных организаций в деревне сейчас работает только совет ветеранов. Местный ТОС остался без председателя. Прежний — Людмила Емельянова — сменила место работы, и теперь занята так, что времени на ТОС не хватает. А нового все не выберут, подходящей кандидатуры не находится.
— С председателем было лучше, — уверена почтальон Мария Леонтьевна, которая живет неподалеку от библиотечного пустыря. — Она хотя бы могла в городской администрации поднять какие-то важные для нас вопросы. Детской площадки у нас нет, как видите. Ребятишки на великах по улице катаются, а молодежи вообще вечером пойти некуда. Да и с работающим ТОСом можно было хоть какие-то праздники на улице проводить, а без него не получается.
Председателя совета ветеранов Зою Яковлевну Кононову застаем в огороде.
Она рассказывает, что смотреть, как разбирают библиотеку, собралась тогда чуть ли не вся деревня. Спрашивали директора «Околицы» Инессу Бартоль: а что же дальше? Инесса Олеговна отвечала, что администрация города советует подождать окончания финансового кризиса. Возможно, через несколько лет найдутся деньги, хоть не на строительство клуба в Ворониной, так на благоустройство площадки для детей. А пока артисты «Околицы» будут выступать с концертами.
— Они приезжают, устраивают нам праздники, — говорит Зоя Яковлевна. — На Новый год, на майские. Но это немного. А больше «Околица» вряд ли может, потому что мы у них не одни, они по многим деревням ездят, где нет клубов.
Совет ветеранов не отказался бы взять на себя организацию каких-то мероприятий.
— Но молодым этого не надо, — вздыхает Зоя Яковлевна. — Что им со стариками сидеть? Неинтересно. Даже если пенсионеры собираются и устраивают свой маленький концерт, то молодежь разворачивается и уходит. Интересы у нас, конечно, разные.
Детский и молодежный деревенский досуг в Ворониной — как на ладони. Проносится мимо мотоцикл с двумя парнями, Сергеем и Борисом. Они так могут по деревне часами колесить, делать все равно больше нечего. Посреди дороги в курточке и желтых резиновых сапогах застыл малыш Сережа, внук Зои Яковлевны. Смотрит на нас, незваных гостей, с хмурым интересом. По куче битого кирпича в проулке прыгают две девочки.
— Даже не знаю, что вам сказать о досуге в нашей деревне, — качает головой Зоя Кононова. — Нечего рассказывать!
***
фото: Зоя Кононова;Сергей (справа) и Борис