Почта изнутри
Операторы отделения почтовой связи на улице Республики, 144, за час могут обслужить до тридцати человек: принять оплату за коммунальные услуги, отправить заказные письма и посылки, выдать извещения.
В день выходит и того больше. Количество «человеко-услуг» может достигать тысячи.
Сегодня я хочу увидеть, как работают операторы ОПС. И в роли наблюдателя отправляюсь в 26-е отделение связи.
Работа здесь кипит с восьми утра до восьми вечера: почта принимает клиентов без перерыва на обед и выходных. Отодвигаю шпингалет на входной двери в зале операторов и прохожу в «мир» компьютеров, бумаг, марок и сургучового запаха.
Татьяна Прохорченко работает здесь три года. Ее умению можно позавидовать — пальцы порхают по клавиатуре компьютера, она смело принимает десятикилограммовые посылки, мигом заполняет извещения на заказные письма.
Меня заинтересовал коричневый мешок с наклейкой: «Досмотрено. Авиационная безопасность Внуково». Татьяна запечатывает его сургучом и говорит:
— Это возврат посылок, у которых истек срок хранения. Каждые пять дней мы отправляем извещения, а если через месяц посылка не востребована — отсылаем ее отправителю.
Оказывается, посылки на почте принимают только в открытом виде. Затем проверяют на наличие запрещенных вложений. Прохорченко поясняет: «Чтобы не текло, не разбивалось, не было колющих, режущих предметов». Потом посылку взвешивают, наклеивают на нее необходимые штрих-коды, бланки и отправляют на вокзал. Там на почтовом поезде заветная коробка (или пакет, кому что нравится) отправляется к адресату.
Да, о штрих-кодах. Татьяна наклеивает эту белую бумажку с цифрами на каждое почтовое отправление. У любого из них должен быть свой номер.
К кассе подходит совсем юная девушка и просит проверить, не пришло ли на ее адрес письмо. Оператор уходит, а девчушка переминается с ноги на ногу и кусает губы. Но вот она вспыхивает, на щеках появляется румянец. Татьяна несет ей письмо с красной полоской. Мне такие из армии брат присылал.
За девчушкой в очереди стоит мужчина с золотым перстнем. Он отдает оператору пачку пухлых писем и говорит: «Оформите». Татьяна взвешивает каждое, наклеивает марки. В зависимости от веса количество марок меняется: самое пухлое письмо, весом 100 граммов, получает марки на 26 рублей 45 копеек. Хорошо, если есть «дорогие», которых нужно наклеить всего несколько штук. А когда они заканчиваются, приходится заклеивать письмо «трехрублевыми». Как случилось и в этот раз: на голубом конверте остались видны только адреса отправителя и получателя. Мужчина с перстнем хмыкнул, оплатил заказ и ушел, удивляясь.
Если вы хотите, чтобы письмо ушло как можно быстрее, его стоит отправить первым классом. Конверты с желтой полосой доставляют в первую очередь.
Оператор умеет не только работать за компьютером и отправлять посылки. Галина Бикшанова занимается сегодня заказными отправлениями. Она удивительно ловко передвигается между коробками и пакетами всех размеров, наваленными в отдельной комнатушке.
— Я разбираю страховую почту. Это ценные посылки и бандероли. Нам чего только не приходит — одежда, печатная продукция, посылки от организаций, бандероли с личными вещами! Принимаем коробки весом до десяти килограммов. Остальные — тяжелые и особо ценные — приходят на главпочтамт.
Тишину в комнатке разрывает грохот из операционного зала. Иду туда, глазами ищу источник шума. Карапуз в комбинезоне бегает по кругу, волоча за собой грузовик на веревочке. У грузовика, похоже, было тяжелое прошлое — он бренчит так, что ничего не слышно.
Элегантно одетая женщина пытается перекричать «рев мотора»:
— Остановись, Илюша! Если будешь бегать, мы выйдем отсюда без посылки от папы! Ты этого хочешь?
Маленький штурман на минуту останавливается, проверяет состояние заднего колеса и уверенно говорит:
— Нет!
Мама вздыхает, бабули в очереди умиляются.
Большинство посетителей почты оплачивают коммунальные услуги. За час в двух кассах побывали тридцать семь человек. Из них двадцать оплатили счета, семеро — получили письма по извещениям, восемь — отправили заказные письма, а двое — посылки. Оператор Татьяна тщательно сверяет номера лицевых счетов, даты в извещениях и бланках.
«Для того, чтобы прийти работать на почту, достаточно среднего образования, — говорит начальник 26-го отделения Людмила Голубцова. — И быть грамотным человеком. Научиться нашему ремеслу может любой. Главное — трудолюбие. Мы принимаем квалификационные экзамены на главпочтамте по билетам. На первую квалификацию можно сдать уже через год-полтора».
Действительно, трудолюбие — главное, что должно иметься у работника почтового отделения. Операторы работают с клиентами и бумагами. Рано утром, еще до открытия родного офиса, они получают документы, марки, конверты, календарные штемпели, квитанционные книжки. Всю принятую в течение дня корреспонденцию нужно запаковать в мешки и к половине второго отправить на вокзал. В перерывах между приемом документов и заполнением квитанций нужно подсчитать принятую сумму денег. Вечером все принятое пересчитать еще раз, сверить остатки, количество марок. Татьяна скромно улыбается и «укатывает» посылку весом в девять с половиной килограммов в комнатку, где трудится Галина Бикшанова.
Я же иду беседовать с Людмилой Голубцовой. Впереди — профессиональный праздник. Что происходит в этот день в отделениях связи? Людмила Михайловна предупреждает:
— Вот я вам сразу хочу сказать — когда праздник проводить? На корпоративах не собираемся почти. Некогда, работаем. Вот, приехали с главпочтамта нас поздравить. Оператор отошел на пару минут, чтобы благодарность от начальства получить. А клиент возьми и нагруби. Ему почему-то не важна наша работа, наш праздник. Галина заглядывает в кабинет:
— Я сбегаю в буфет, вам не надо?
Людмила Михайловна улыбается:
— Второе возьми. Первое не надо, его там не разливают. Да и булочки не надо!
Смеемся вместе с женщинами. Хорошо, что поняли друг друга.
— Вот еще у нас новость. Пятого июля открыли киоск с печатной продукцией и товарами первой необходимости. До этого закрыт был — штат сокращали. А я вернула на работу человека. Сами подумайте: нужно вам открытку купить, а она на рабочем месте у оператора продается. Вот и стоите в очереди за теми, кто счета оплачивает. Неудобно, время уходит, нервы мотаются. Киоск — это другое дело.
Галина приносит Людмиле Михайловне обещанное второе. Время обеда. Оставляю женщин за трапезой и еще раз прогуливаюсь по почтовому отделению. Шумят компьютеры, отбивающие информацию на квитанциях. Снуют почтальоны. Посетители забирают свои посылки и бандероли.
Жизнь на почте кипит. И, наверное, никогда не остановится -потому что это всегда будет нужно людям.
***
фото: Оператор Татьяна Прохорченко