X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюмень узнала, как научились экономить в Европе

Реализация закона об энергоэффективности пока оставляет желать лучшего, но кто в том виноват? И что делать? С завидным постоянством эти два любимых русских вопроса встают на пути любого нового начинания.

Впрочем, считают участники прошедшего во вторник областного семинара-совещания, лучше все-таки не искать виновных, а понять, почему дело не идет и как свести к минимуму «человеческий фактор» или «наш повсеместный Чернобыль», как назвал его Владимир Усиевич, региональный директор компании «MVV decon GmbH».

Но чтобы хорошо знать, куда идти, необходимо изучить уже накопленный опыт. Таким поделился, в частности, Владимир Усиевич. Его предприятие давно работает в странах СНГ и Восточной Европы. Причем по статусу оно является муниципальным и обслуживает не только Гамбург, но и еще семь близлежащих городов.

В ведении компании находится все тепло-, водо-, электро- и газоснабжение муниципалитетов, плюс мусороперерабатывающий завод, ТЭЦ по сжиганию биотоплива, а также все мастер-планирование инженерных коммуникаций, инвестиционное проектирование и сотрудничество с банками.

Такой широкий охват тем и территорий был бы невозможен, если бы в компании, фигурально выражаясь, «ждали у моря погоды». Ожидание бюджетного финансирования, считает Усиевич, — одно из главных заблуждений на пути внедрения энергоэффективных технологий. Деньги из бюджета, конечно, будут — например, для поддержки «пилотных» проектов. Но эти суммы — капля в море, которая напоить всех страждущих не сможет.

Необходимо активно привлекать в эту сферу частный капитал. Кстати, именно на ниве энергосбережения, по мнению Усиевича, может родиться весьма удачный вариант частно-государственного партнерства, которое принесет не только дополнительные финансовые возможности, но и облегчит административное управление.

Самым популярным методом внедрения таких технологий за рубежом являются энергосервисные контракты (ЭСКО). Причем в Америке они даже более популярны, чем в Европе. В странах же с переходной экономикой чаще применяют товарные кредиты, когда одна компания в счет будущей экономии предоставляет другой соответствующее оборудование. В этой упрощенной системе есть свои плюсы, но, предостерег Владимир Усиевич, надо опасаться заключать контракты с «лихими ребятами», которые навязывают рекламируемый товар по принципу отложенного платежа. На этом, в частности, погорели в Польше, где многочисленные нарушения привели к провалу всей системы ЭСКО.

В России, по словам Ремира Мукумова, президента группы компаний «Управление инвестициями», еще не заключено ни одного энергосервисного контракта. В этом — и большой минус, и своеобразный плюс.

Отставая, мы можем более объективно изучать ошибки других и на них учиться. Например, практика показала, что обязательным условием заключения энергосервисного контракта является эксплуатация объекта. Когда оборудование — одной фирмы, монтаж — второй, а обслуживание -третьей, ничего хорошего не получается. Стоит только чуть снизить квалификацию монтажников или требования при эксплуатации, как «половина всего эффекта умирает», говорит Владимир Усиевич. В лучшем случае просто увеличиваются сроки окупаемости оборудования (обычно составляющие три-пять лет), а в худшем — все усилия по внедрению новых технологий сводятся на нет.

Причем, напутствовал гость из Германии, к замене старого оборудования на новое надо подходить «скрупулезно и осторожно». Модернизация не означает «все выбросить». Иногда достаточно найти внутренние резервы в том, что есть.

Например, были они в одной из школ, где функционируют два бассейна, в коридорах стоят DVD-проигрыватели, в классах — электронные доски, а температура в помещениях зимой не поднимается выше 15 градусов. Стали искать причину. Оказалось, там установили во многом уникальное оборудование, но… забыли заменить ржавые трубы.

Колоссальное значение имеет и работа с персоналом. Если не отучить его от растратных привычек и не приучить к новым — толку от нововведений не будет. В практике компании «MVV decon GmbH» был, например, такой случай: через семь месяцев после модернизации всех коммуникаций одного учебного заведения приехали туда с проверкой, и выяснилось, что главный инженер не знает правил эксплуатации многих приборов. Может ли он тогда таким хозяйством эффективно управлять?

Есть сложности и с исполнением энергосервисного контракта. Если в контракте, например, предусмотрена 15-процентная экономия от эксплуатации школьного бассейна, а директор решил сдавать его вечером в аренду, то ожидаемого эффекта не получится.

Подобные сбои могут происходить, например, при «невинной» незапланированной репетиции хора в актовом зале и даже просто от разбитого и не замененного вовремя оконного стекла. Любые отклонения от «базовой линии» контракта могут влететь энергосервисной компании в копеечку.

Но может ли система подобных контрактов решить сразу все проблемы многоквартирных домов, бюджетных учреждений и промышленных предприятий? Обольщаться не стоит. Если до внедрения ЭСКО «все было плохо», то, как сказал Ремир Мукумов, «все сразу хорошо не станет». Как говорится, если пациент до реанимации не играл на скрипке, то вряд ли, очнувшись после наркоза, он превратится в Паганини.

В качестве иллюстрации Мукумов рассказал об экспресс-обследовании, проведенном во вторник в одной из ведущих областных клиник. Энергоаудит на скорую руку выявил здесь более трех десятков «слабых мест»! И это только то, что видно невооруженным глазом, при первом приближении. Сколько же скрытых возможностей на самом деле?

Выходит, зачастую мы и не представляем, какими резервами для экономии обладаем. И где она, та «базовая линия», которая может стать стартовой в совсем другое будущее.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта