Талант виднее за станком
Таблички, висящие на дверях кабинетов института промышленных технологий и инжиниринга ТюмГНГУ, наверняка смутят студента не технической специальности… Ну, того же будущего юриста или банкира.
Например, напротив двери в обычную, скажем, 206-ю аудиторию здесь запросто можно обнаружить вход в. слесарную мастерскую. И это вовсе не подсобное помещение — в этом кабинете студенты и учащиеся, которые пришли сюда получать начальное и среднее профессиональное образование, проводят много времени.
— Около 70% учебных часов — это производственное обучение. Поэтому кого-нибудь мы обязательно застанем за работой, — говорит директор института Валерий Пивень, приоткрывая дверь токарной мастерской.
И, действительно, застали. Правда, «пары» у ребят уже закончились, но дела для них остались — нужно помочь мастеру производственного обучения Ольге Гараниной привести в порядок мастерскую.
— А вообще, если человек научится работать за станком, он и в остальных делах будет профессионалом, — улыбается Валерий Васильевич, а ребята смущенно откладывают тряпки. Это второй курс. А у первого практические занятия начнутся в конце недели.
— Хотя они уже и сейчас прибегают в мастерскую — посмотреть на станки. Преподаватели расскажут им об истории станкостроения, они и просятся сразу сюда — чтобы самим увидеть, — говорит Ольга Никитична. — А нам только это и нужно — чтобы заинтересовались, вкус профессии почувствовали.
По словам Валерия Пивеня, институт не испытывает недостатка в тех, кто хочет получить специальность станочника:
— Может быть, это потому что мы единственные в области, кто этому обучает? Трудно судить… Если взять по нашему учебному заведению, то в год мы набираем на специальность две группы по 25 человек. Кажется, много. А если судить по региону — мало.
Смотрю на парней в рабочих куртках — совсем еще школьников (сейчас бы они учились в 11-м классе). Может, после школы они мечтали, как и большинство их сверстников, поступить на факультет экономики или стать гуманитарием? Сидели бы спокойно в библиотеке, строчили бы конспекты. Переглядываясь, ребята отрицательно качают головами.
— Об этом и не думал, — первым сдается молчаливый Алексей Уткин. — У меня папа — водитель автобуса. С детства мне нравились автомобили и то, как они устроены. Теперь я не просто могу разобраться в их устройстве, но и знаю, как сделана каждая деталь.
Одну из таких деталей прячет в кармане куртки Юрий Тебелев.
— Ну, покажи, — смеется Ольга Гаранина. И поясняет:
— Мы сегодня отрабатывали фасонную поверхность — выпуклую и вогнутую.
Юрий на открытой ладони протягивает отшлифованную металлическую деталь, напоминающую шахматную фигуру.
— У нас традиция такая — первую пробную деталь ребята уносят домой, — говорит Ольга Никитична.
Чтобы, наверное, можно было слегка похвастаться своим родным и друзьям проделанной работой. Шутка ли — еще вчера сидел за партой, а уже сегодня сам сделал настоящий металлический молоток!
— Это программа первого курса, — рассказывает мастер Валентина Волкова (незаметно мы всей компанией перешли в другую мастерскую — фрезерную). — Наверное, у каждого ученика такой хранится дома.
Вполне возможно, этот молоточек и стал путеводной звездой для первокурсника Антона Фролова. Он пришел сюда по стопам своего старшего друга Богдана Чебанова.
— Я много рассказывал ему о работе за станком, и Антону понравилось, — говорит Богдан. — Скоро мы будем встречаться с ним на практических занятиях — а пока у первого курса школьная теория: математика, русский язык, физика.
— Есть у нас такой предрассудок, что к рабочим специальностям абитуриенты относятся снисходительно. Стараются сразу на высшее образование поступать. А ведь грамотный станочник — он и ту же математику знает, и химию, и физику. Любого инженера научить сможет! — говорит Ольга Никитична.
— Многие ребята о своих способностях и не подозревают, когда к нам приходят — просто, чтобы куда-нибудь поступить. А раз-два поработают за станком — и сразу видно, кто из них настоящим профессионалом станет, — рассказывает Валерий Пивень. — Талант-то, он в процессе работы проявляется!
***
фото: Директор института Валерий Пивень;Мастер Ольга Гаранина и второкурсники специальности «станочники»