Экскурсия по Базарной площади
Базарная или Ярмарочная площадь. Существовала в Тюмени в середине XIX — начале XX веков.
На площадь Солнца (так она теперь называется) по-прежнему прилетают голуби. Говорят, их ведет сюда генетическая память о хлебосольных временах, когда на месте, где теперь стоит невзрачный золоченый шарик-солнце, разворачивались торги.
Мы посчитали и поняли, что место хлебосольно не только булочными крошками и семечками, которыми тюменцы подкармливают птиц, но и памятниками архитектуры. Их на этом небольшом городском пятачке — восемь! Другого такого «густонаселенного» памятниками места в Тюмени не сыскать.
Если бы я проводила здесь экскурсию, то для начала обязательно рассказала бы о самой Базарной площади. До 1936 года она занимала огромную территорию — от современной улицы Герцена до Хохрякова и от Первомайской до Орджоникидзе. Здесь были и конный базар, и мучные ряды, и рыбные прилавки, и галантерея.
В Тюмени, кстати, можно было купить товары со всего света, грузы приходили даже из Марокко. Гвалт стоял на всю округу: кричали зазывалы, торговались покупатели. Кстати, говорят, что обмануть покупателя считалось хорошим тоном. Приказчики, которые умели «накрутить» на стоимость товара 30-40 процентов, а затем лихо торговаться, снижая цену на 5-10 процентов, очень ценились тюменскими купцами. Потому, когда легендарный купец Чукмалдин стал торговать без «накрутки», на грани рентабельности, то сначала едва не разорился. Но уж затем оставил с носом многих конкурентов.
В книге «Прогулки по Тюмени» краевед Александр Иваненко пишет: «В 1936 году городские власти сочли, что огромная Базарная площадь <...>, Тюмени не нужна, и на части ее устроили городской сад, посадили деревья. В саду были летний кинотеатр, две танцевальные площадки, буфеты, аттракционы для детей и взрослых, фонтаны «Лебедь» и «Счастливое детство» и, конечно, фигуры вождей.»
Но это было потом, а пока Базарная площадь работала по первоначальному назначению, некоторые из купцов даже старались селиться поближе к ней. Вот здесь я бы и начала говорить об уникальности места, о его восьми достопримечательностях.
Первая из них — дом купца и гласного городской Думы Григория Молодых (угол улиц Первомайская — Ленина).
Гласными в XIX веке называли депутатов, которые, как и сегодня, имели право голоса, когда решался тот или иной вопрос, касающийся жизни всей Тюмени. Григорий Тимофеевич был еще и купцом, и на первом этаже своего дома торговал чаем. А на втором этаже, куда мы сегодня ходим покупать подарки и подшивать брюки в ателье, жил сам.
Двигаемся дальше, через улицу Первомайскую (в прежние времена — Голицынскую), потом переходим проезжую часть ул. Ленина (она же Спасская) — и оказываемся напротив еще одного бывшего торгового здания по современному адресу: ул. Ленина, 61. Это памятник номер два. Вывеска гласит «Продажа билетов», но по стилю модерн можно догадаться, что дом был построен задолго до того, как появились пассажирские самолеты и воздушные трассы. Нарядный фасад выдает руку городского архитектора Константина Чакина.
Рядом, вдоль улицы Первомайской — торговые ряды — третья достопримечательность. Очень важное место Базарной площади, где торговали только самые зажиточные и удачливые купцы — Панкратьев (у него был здесь мануфактурный магазин) и Стахеев (торговал мехами). В этом же здании в начале XX века обосновался Московский магазин.
Сами ряды построены в начале 1900-х годов, причем сначала появился один корпус — северо-восточное крыло. В нем было множество дверей, через которые входили и выходили покупатели. Позже, когда здание перестало быть торговым центром, двери заменили окнами. Второе крыло — юго-западное — появилось несколькими годами позже.
Нам же длинное каменные торговые ряды знакомы как типография, в которой до недавнего времени печаталось множество городских периодических изданий (в частности, «Тюменский курьер»). Теперь, когда здание спрятано за материалом, каким обычно укрывают реконструируемые дома, хочется надеяться, что этому дому-памятнику найдут достойное применение. Может, отреставрируют и вернут первоначальную функцию? Тогда у нас появился бы свой Гостиный двор, как в Санкт-Петербурге.
Торцом к торговым рядам примыкает четвертый по счету памятник архитектуры на нашей площади — магазин Марии Козловой, появившийся в начале 1900-х годов на самом углу Базарной площади, вблизи так называемых толкучих рядов. Магазин Козловой -яркий пример торгово-конторских корпусов, которыми в то время обстраивалась Базарная площадь. Наличники, пояски, фигурные углубления до сих пор украшают стены фасада. Но вот внутренняя планировка не сохранилась.
Если еще раз перейти дорогу, то окажемся на пересечении улиц Первомайской и Республики (бывшая Царская), где стоит дом купца Колмакова, пятый памятник на площади. На мемориальной доске значится, что во время Великой Отечественной войны там располагался госпиталь. И может показаться, что на этом роль дома исчерпывается.
Однако краевед Александр Петрушин писал: «значение дома купца Колмакова намного больше, чем это можно представить. Именно в этом здании 5 апреля 1918 года было принято решение о переводе центра Тобольской губернии из Тобольска в Тюмень. А потом здесь находился Исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И когда Красная Армия покидала Тюмень, то на чердаке этого здания большевики жгли секретные документы. В результате большая часть кровли сгорела. Но в доме до сих пор сохранились печи и декоративные элементы времен Колмакова».
За домом — два строения, также принадлежавшие Колмаковым. Нумеруем их: памятник шесть и семь. Красивейший, недавно отреставрированный флигель, где городская администрация планирует открыть литературно-краеведческий центр, и склады Колмаковых, также отреставрированные и отданные под кафе и офисы. Поколение тридцатилетних тюменцев и предположить не могло, что обшарпанный флигель с зарешеченными оконцами, где располагался то флюорографический кабинет, то магазины, может оказаться таким красивым.
За ремонт складов взялась компания «Гармония-Сервис». Длинное складское здание много лет простояло бесхозным, фундамент частично разрушился. Строители думали, что обойдутся его реставрацией, но в итоге пришлось заново заливать фундамент, а заодно перепроектировать всю входную группу.
Сейчас флигель и склады выглядят единым ансамблем, хотя проектировщики не совещались, думая над внешним видом зданий. Удачное совпадение.
Еще несколько шагов по площади Солнца — и находим кусочек старой мостовой — место, куда горожане водят своих гостей. Вот она, настоящая торцевая деревянная Тюмень! Почему-то мостовая кажется еще более старинной и еще более настоящей от того, что долгое время лежала под слоем асфальта и была найдена лишь при реставрации площади. Асфальт разломился, а под ним — открылся восьмой памятник.
… Такой вот почетный круг мы совершили с вами по части бывшей Базарной площади, которую теперь разделили на площадь Солнца и аллею Сибирских кошек.
Постоять у каждого старинного дома, отогнуть матерчатую занавеску, укрывшую торговые ряды, провести ладонью по шершавой стене. Полюбоваться отремонтированным, «с иголочки», флигелем дома Колмаковых и складами. Присесть на корточки рядом с кусочком старой мостовой. Раньше именно с нее голуби клевали хлебные крошки и семечки. До сих пор сюда прилетают, хотя это уже совсем другие голуби. Их ведет генетическая память. А нас — людей — память историческая.
***
фото: Торговые ряды;Магазин Козловой;Старинная мостовая Базарной площади;Дом Молодых;Торговое здание, спроектированное Чакиным;Дом Колмаковых;Флигель дома Колмаковых и склады.