Городские комбайнеры
В учебном хозяйстве сельхозакадемии заканчивается уборочная страда. Из 1600 гектаров зерновых осталось убрать 200. Прогнозы на урожай — самые оптимистичные.
Элитной пшеницы здесь собрали 42 центнера с гектара, овса — 44, озимой ржи — 40, а гороха — 31.
Вчера мы выехали на поле, чтобы своими глазами посмотреть, как проходит уборочная. Долго искать не пришлось. Как и обещал главный агроном Алексей Корешков, мы нашли два комбайна в поле сразу за деревней Утешево.
Оглядываешься, и сразу понятно, за что можно любить работу комбайнера — за свежий воздух и ощущение простора, которое дарят поля.
Завидев нас, Алексей Корешков, который в страду еще и на комбайне работает, останавливает машину.
Представляемся, что мы из газеты.
— Похожи, — улыбается Корешков, имея в виду фотокамеру Вики и ручку, которую я держу на изготовку.
Алексей Юрьевич рассказывает, что страда в учхозе началась в начале августа. Длится она обычно 16-20 дней — как повезет с погодой.
На поле, которое комбайнеры убирают сегодня, посеяна зерно-смесь (овес, горох, пшеница). Это зерно пойдет на корм коровам, потому его и сеют сразу вместе, чтобы потом не смешивать.
— Главная наша задача — производство элитных семян пшеницы, которую мы продаем хозяйствам Тюменской области. Там пшеницу разводят и используют по своему усмотрению. Можно из нее и хлеб делать, -рассказывает Алексей Юрьевич. — «Новоси-бирская-15» отличается чистотой, и клейковины в ней — 26-30 процентов. Это очень хороший показатель!
Элитную пшеницу уже убрали, потому что она ранняя, созревает за 65-70 дней.
Алексей Корешков хвалит нынешний урожай. Только одной пшеницы уродилось 42 цт/га. А всего убрано девятьсот гектаров. Получается, общий урожай пшеницы составил 37800 центнеров.
— А говорят — засушливое лето, неурожай.
— Засушливое. Но те дожди, которые были нам нужны, — выпали. После посевной в начале июля и еще в середине месяца дождичек прошел. Ну, и не только в погоде дело. Мы же на свои поля в этом году 150 килограммов удобрений на один гектар внесли!
Корешков говорит, что шесть комбайнов с работой справляются.
— А вы сами-то почему на комбайне?
— Я же раньше механизатором работал. Мало сейчас профессиональных комбайнеров, в СПТУ перестали учить. Да и молодежь не особенно рвется в поле. А чего такой хороший комбайн будет простаивать? Тем более, сейчас комбайнеры у нас работают проверенные, за ними контроль не нужен. Они сами свою работу не бросят. Вот я и думаю: если хотя бы триста гектаров уберу — уже помощь им будет.
— А почему молодежь идти не хочет?
— Не знаю. Пыльная работа, конечно. Но зарплату платят вовремя. У меня медаль от Путина, машина от Собянина — все на этом вот комбайне заработал!
Пока мы разговариваем с Андреем Юрьевичем, второй комбайн убирает зерно. За рулем — один из лучших комбайнеров учхоза Владимир Волков.
Он как раз наполнил бункер зерном, и мы подъехали к нему на другой край поля на грузовике. Пока зерно выгружают, есть время поговорить.
— Я с 75-го года на комбайне работаю, с 93-го здесь, в учхозе. А до этого трудился на малой родине в Ярковском районе. Есть там такая деревня — Маранка, на Тоболе стоит. Красиво там!
Волков вспоминает, что с шести лет ездил с отцом на комбайне. Когда стал постарше, Илья Александрович ему и за руль сесть разрешал.
— Осенью все на картошку, а я, парнишка, к отцу на комбайн!.. Раньше комбайны были СХД-5, СХ-4, мощности — по 70 «лошадей » всего. Даже кабины не было, так, козырек плохонький над головой! — вспоминает Волков.
А сейчас у него комбайн мощный — 300 лошадиных сил!
— А все-таки, качество работы больше зависит от техники или от человека?
— И от техники, и от человека. Я вот раньше на «Дону» работал. Там в кабине такая жарища! Тяжело. А здесь — кондиционер, машина сама меня обо всем предупреждает женским голосом. Например, что бункер заполнен, и пора выгружать зерно.
Видимо, то, что женским, — особенно приятно. И правда, как только мы садимся в кабину и трогаемся с места, голос предупреждает: «Скорость недостаточная для комбайнирования.»
— А вы музыку в кабине слушаете?
— Нет. Надо свой комбайн слышать, — говорит Волков о машине как о близком, родном существе.
— Сложная работа у вас?
— Если погоды нет, сложно. Я в 88-м году работал на «Ниве», еще в Ярковском районе. Ну и холодина была осенью! Я в валенках последнее поле убирал.
У Владимира Ильича есть внучка Карина и два внука. Девочку он уже берет с собой — на комбайне покататься. Говорит, потом из кабины приходится с ревом вытаскивать. А внуки — Артем и Данила — еще маловаты для прогулок в поле, но и их дед планирует скоро взять с собой. Может, вырастут из них отличные комбайнеры.
***
фото: Алексей Корешков;Владимир Волков