X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Очередь на реабилитацию

Наркоманов становится меньше. Не потому, что они излечиваются. Причина в другом: современные синтетические наркотики быстрее убивают.

В 2007 году более тысячи тюменцев оказались в реанимации с диагнозом «наркотическое отравление». В прошлом году таких случаев зарегистрировано 618. А за первое полугодие нынешнего — 149.

— Боюсь, это не означает, что проблема успешно решается, — прокомментировал главный нарколог Тюмени Владимир Пушкарев. — Как бы это не оказалось миной замедленного действия!

И объяснил: около 40 процентов наркоманов принимают дезоморфин. Его еще называют «наркотик для бедных». Производится кустарным способом из кодеиносодержащих препаратов. Привыкание наступает после первой же дозы. Дезоморфин быстро приводит к необратимым изменениям в организме: деградации внутренних органов, гниению конечностей. Наркоманы испытывают страшные муки, которые на короткое время облегчает, а точнее заглушает, лишь новая доза отравы. Средний срок жизни дезоморфинщиков -один-три года. Умирают они чаще всего от передозировки.

… Встреча наркологов с журналистами состоялась на семинаре в областном центре профилактики и реабилитации. Сначала гостям показали сам центр — домики, где живут подростки, которые только пробовали алкоголь и наркотики, и отдельный корпус для взрослых, находящихся на реабилитации. Заместитель директора Елена Беседина подробно рассказала об обеих программах: детской — «Ступени» и взрослой -«Феникс».

Хоть центр и работает сразу по двум направлениям, на территории комплекса дети и взрослые никогда не пересекаются.

— Это табу, — заверила Елена Васильевна. — Если выясняется, что кто-то из взрослых хотя бы поговорил с подростком или поделился сигаретой, его тут же выписывают. А все наши резиденты очень дорожат своим местом.

Даже летом была очередь из желающих попасть сюда — хотя раньше в это время наступал мертвый сезон.

Областному центру профилактики и реабилитации — одиннадцать лет. Ежегодно он принимает примерно 150 несовершеннолетних и 120 взрослых. Жителям юга Тюменской области трехмесячный курс лечения обходится бесплатно — центр финансируется из областного бюджета.

Здесь снимают «ломку», восстанавливают сон. Опытные психотерапевты работают с каждым пациентом (которых здесь называют резидентами) индивидуально, а также в группах.

— У нас не закрытое учреждение, — говорит Беседина. — Нет решеток на окнах, заборов с колючей проволокой. Кто хочет, может уйти в любое время. Но такое случается редко. Когда у врачей и педагогов не хватает доводов остановить наркомана от срыва, им на помощь приходят сотрудники-волонтеры из бывших резидентов, которые долгое время находятся в ремиссии. Мы очень ценим таких помощников. Они понимают состояние наркозависимых и находят нужные слова.

Программа реабилитации рассчитана на три месяца. Если содержать резидентов в санаторно-курортных условиях дольше, то, утверждают специалисты, у них развивается «гостиничный синдром» (привычка жить на всем готовом и нежелание возвращаться в естественную среду). Ни в корпусах, ни в коттеджах, где живут эти люди, нет телевизоров, радио, магнитофонов.

— Вы же знаете, о чем говорят и что показывают по телевидению, — объясняет такое решение Елена Беседина. — Даже знакомая музыка может напомнить человеку обстоятельства, при которых он принимал наркотики. Мы называем такие факторы «якорями».

Чтобы не было времени цепляться за «якорь», делают упор на физкультуру и трудотерапию. Занимаются подростки и взрослые по очереди в спортивных залах или на улице. Здесь и тренажеры, и секции восточных единоборств. Есть где выплеснуть адреналин. Что касается трудотерапии — в реабилитационном центре открыто несколько мастерских: столярная, швейная и другие. Подростки могут получить профессию столяра, повара, плиточника-бетонщика. Центр обладает лицензиями на обучение одиннадцати специальностям. Есть примеры, когда подростки, получив тут начальное профессиональное образование, шли учиться дальше.

По словам Елены Бесединой , программы реабилитации « Ступени » и «Фени кс» высоко оценены российскими и зарубежными специалистами.

— У нас ремиссия после реабилитации — в 47 процентах случаев. В мировой практике даже 10 процентов считается хорошим результатом.

Ремиссией, объяснила она, считается трезвый период не менее двух лет. У областного центра есть пока только один пример, когда наркоман находится «в завязке» восемь лет. У остальных такой стаж поскромнее. Но и это, говорят специалисты, большое достижение.

Излечить наркоманию невозможно. В этой борьбе каждый -один в поле воин. Ни государство, ни близкие, ни друзья не заставят человека отказаться от запретного плода, как и не смогут помочь ему в борьбе за собственную жизнь. Это еще раз подтвердили фильм «Полуфабрикаты смерти» и видеобеседа с наркоманом, употреблявшим «соль», продемонстрированные на семинаре. В том и в другом говорилось о новых видах наркотиков и их легкодоступности.

Наркоман с 18-летним стажем сам «сдался» в центр реабилитации после того, как «подсел» на «соли». Говорит, что впервые по-настоящему испугался, что никогда не ощущал смерть так близко: за пару месяцев употребления новой «дури» он почувствовал, как сходит с ума.

Врачи недоумевают, почему в России кодеиносодержащие препараты отпускаются в аптеках без рецептов, когда всем известно, что основными их потребителями являются наркозависимые? В фильме приводилась статистика: за два года продажи таких препаратов в нашей стране выросли в десять раз. При этом количество респираторных заболеваний, при которых они выписываются для лечебных целей, не увеличилось.

До недавнего времени в свободной продаже были и курительные смеси, и «соль». Постановлением правительства РФ от 29 июля 2010 г. эти вещества внесены в перечень запрещенных наркотических средств.

— До этого у нас просто были связаны руки, — говорит начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН Айнур Войтович. — Мы знали адреса притонов, знали, кто эти «соли» и смеси распространяет, но ничего не могли сделать. За три недели после вступления в силу постановления о запрете этих веществ сотрудники управления наркоконтроля провели более ста проверок в кальян-барах. Зарегистрировано пять преступлений и изъято 84 грамма мефидрона. Задержаны крупные сбытчики препарата. Много дел еще находится в разработке.

Айнур Войтович говорит, что усилия федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков не могут опередить «торговцев смертью». Как только государство вводит запрет на одно наркотическое вещество, они изобретают новое.

— Над этим работают ученые-химики в серьезных лабораториях, — говорит Войтович. — К уже известному веществу добавляется химический элемент из таблицы Менделеева — и очередной наркотик готов. А государство, увы, слишком неторопливо в законодательных процессах.

***
фото: Елена Беседина проводит экскурсию по центру;по программе «Ступени» тут проходят реабилитацию до 150 подростков в год;Айнур Войтович рассказала журналистам о профилактической деятельности УФСКН;Владимир Пушкарев

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта