X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Два берега одного города

Какое оно, утро Зареки? Вчера, будто в оправдание первого дня осени, — хмурое, молчаливое, дъмящее трубой старой «фанерки»…

Дед в нелепой шапке набирает воду в колонке, бурча то ли нам, то ли себе под нос: «Куда идете? Идите, там собака, укусит.» А мы идем к фанерному комбинату. Вот и проходная старого завода. Чтобы добраться до нее, нам пришлось преодолеть километровый высоченный забор. Говорят, что из двора «фанерки» открывается особенный, ни на что не похожий вид на реку и набережную на противоположной стороне Туры.

Огромный двор встречает лязгом большого крана и шумом грузовиков. Старые кирпичные корпуса придают ему какой-то особенный колорит и невольно заставляют вспоминать о давней истории, которую комбинат ведет от спичечной фабрики, построенной в 1904 году купцами Ворожцовым и Логиновым. Многие рабочие участвовали в гражданской войне на стороне красных. После разрухи фабрику восстановили одной из первых. Но случилось несчастье — будто в оправдание своего названия, «Пламя», она сгорела.

В 1934 году спичечное производство прекратили, и вместо фабрики построили большой фанерный комбинат. С первых дней Великой Отечественной войны труженики ТФК выполняли заказы для фронта -производили дельта-фанеру и авиафанеру, необходимые для самолетов ЛАГГ-3, ЯК-3, корпуса для фугасных мин, лыжные установки для артиллерийских систем.

Возможно, производство и живописные виды — вещи не совместимые, но «фанерка» с высокими грудами бревен на берегу реки выглядит очень живописно. Основным сырьем здесь, как и прежде, является береза. У нее самая прочная древесина, поэтому березовая фанера ценится.

Большой кран подхватывает железной клешней связки бревен, словно спички, и опускает в резервуары с горячей водой (она постоянно подается из котельной). Получается что-то вроде «джакузи» для березы. Сейчас утром, да еще в холодную погоду, над резервуарами стоит пар. Внутри, в кабине, сидит человек. Кроме него во дворе никого -пусто. Заметно, что значительная часть производства переехала в микрорайон Тура.

Рабочий опустил очередную связку « спичек» в резервуар, вышел на минуту из кабины, окинул взглядом окрестности.

Из двора к берегу Туры протоптаны маленькие тропинки. Возможно, рабочие в перерывах уходят полюбоваться на реку и противоположный берег. Набережная отсюда выглядит как огромный паззл, который надо собрать строителям. Кое-какие куски уже определенно стоят на месте: мраморные лестницы, укрепленные и одетые в камень, склоны, зеленые пятна газонов.

А вот, ближе к мосту Влюбленных, «частички», которые еще не легли на место, — коричневые кусочки земли — будущие газоны, кучи стройматериалов. На берегу оживленно: гудят трактора, ходят люди. Только этот шум не доберется до нас через реку.

… Мы часто любуемся заречной частью Тюмени с высокого берега Туры. Возникают мысли о том, что город наш все-таки во многом еще провинциальный, деревянный, мило старомодный. Видимо, чтобы во всей красе увидеть другую сторону города — современную, многоэтажную панораму, надо просто перейти через мост и посмотреть с другого берега.

***
фото: двор старой «фанерки»;так выглядит набережная с противоположного берега Туры;взгляд из-под моста Влюбленных

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта