X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Авиашоу в условиях нелетной погоды

Столько разочарованных людей мне еще не приходилось видеть.

Сотни тюменцев устремились в субботу утром на аэродром Пле-ханово, чтобы полюбоваться авиашоу, обещанным компанией «UTair». Их не остановили ни моросящий холодный дождь, ни серое небо, казалось, повисшее на крышах домов. Погода явно не летная. Ну, а вдруг?

Автомобилисты устроили временную парковку вдоль объездной дороги — почти от кольца на Московском тракте до самого аэродрома. Не знаю, что надеялись увидеть в мутном поднебесье люди у дороги, если с этих позиций даже самолеты, стоявшие на земле, плохо просматривались. Но жаждущие зрелища выходили из машин на раскисшую скользкую обочину и пристально всматривались в туманный горизонт. Говорили, что в прошлом году именно отсюда был наилучший обзор.

— Когда «МиГ» выходил из пике, все даже головы пригнули, — описывал мужчина впечатления от прошлогоднего авиашоу. — Мы чуть не оглохли! Это было что-то!

Чем ближе к цели, тем больше машин. Ближе к полудню часть несостоявшихся зрителей стала разъезжаться. Их места на парковках тут же занимали новые люди. На одно такое местечко юркнули и мы.

Уже было ясно, что полеты откладываются. Но на сколько? Подождать два или даже три часа большинство приехавших было согласно. Я спросила одного из пилотов (их на аэродроме в тот день было много: в парадной форме, красивых, романтично настроенных, как и положено покорителям небес): не отменят ли шоу. Он уверенно ответил, что все будет:

— В два часа, как запланировано, все взлетит и закрутится.

Несмотря на противоречие этого прогноза тому, что видели собственные глаза, ему хотелось верить. И мы поспешили на аэродром. Людской поток, подхвативший нас, мог бы поспорить по интенсивности с автомобильным. А навстречу шли те, кто решил

не ждать и вернуться домой…

На вертолетной площадке играл оркестр из Сургута. Народ разглядывал легендарные машины Ми-8 и Ан-2.

К самому большому грузовому вертолету в мире — Ми-26Т выстроилась очередь. Его люки и двери были открыты для посетителей. В них устремились взрослые и дети, молодежь и пожилые люди. Любопытствовали, как такая «корова» (по выражению одного из зевак) может подниматься в воздух, да еще и летать. Внутри вертолета образовалась очередь из желающих попасть в кабину пилотов — в основном, это были мальчишки. Взрослые же заходили, оглядывались, перекидывались парой слов с пилотами и техниками, находящимися на борту, и спускались по трапу. Нужно было успеть посмотреть еще много разной техники.

Например, вертолет Ка-32А. По габаритам эта машина намного миниатюрнее Ми-26Т, зато, по словам бортмеханика Сергея Харахорина, у нее большая мощность. Ка-32А может перемещать грузы, превышающие массу самого вертолета.

— Мы работаем, в основном, на месторождениях, — рассказал Харахорин. — Перевозим трубы, балки, вагончики, выполняем строительно-монтажные работы…

— Это как? — удивилась я. -Разве вертолет может строить или монтировать?

— Запросто! Возьмите ту же буровую, ее ведь в собранном виде не доставишь. Поэтому сначала груз разбирается на земле, а потом его собирают на месте. Вертолет работает как подъемный кран, который в непролазные болота не пригонишь!

Сергей Харахорин на этом самом вертолете прибыл в Тюмень из Нефтеюганска. А управлял им пилот Михаил Рябов, на счету которого семь с половиной тысяч часов в небе. Другими словами, почти год непрерывного полета! Командиру экипажа и бортмеханику впервые выпал случай принять участие в авиашоу. И летчики, как обыкновенные зрители, с надеждой вглядывались в туманные дали: вдруг случится чудо, и небо прояснится? Надежду подогревало то, что дождь кончился. Как выяснилось позже — ненадолго.

Мы переходили от самолета к вертолету, и наоборот. Редко на каком аэродроме можно встретить вот так рядышком, борт о борт, такие разные летательные аппараты.

На фоне громадины Ми-6 (разработанного, как и Ми-26А, в конструкторском бюро им. М.Л. Миля) самолет-амфибия «Орион» выглядит малюткой. Да так и есть. Этот современный аппарат (создан в 2002 г.) способен вместить всего четыре человека, включая пилота. Зато с посадочной полосой для него проблем не существует — может приземлиться как на водную гладь, так и на землю, и даже на снег. Да и дальность полета впечатляет: преодолевает 1000 километров, непрерывно находясь в воздухе семь часов!

Пока одни рассматривали авиатехнику и делали снимки на память, другие согревались горячим чаем с шашлыком из свинины или курицы. Делали шашлыки те самые повара, что готовят обеды для пассажиров авиакомпании. «UTair» предусмотрел в этот день, казалось бы, все. Кроме главного: летной погоды.

Когда с неба снова потекло, я остановила одного из пилотов, двигавшегося по направлению к выходу.

— Как думаете, еще распогодится? Будут летать?

— Скорее всего, нет, — ответил он, не скрывая огорчения. — Не повезло.

До машины мы добрались промокшие до нитки. Пока ехали, обсуждали несостоявшееся шоу и сочувствовали пилотам авиакомпании, которые готовились к этому событию, ждали его. И надо же — такая незадача.

Но авиашоу мы все-таки увидели! Рядом с самым большим вертолетом выстроились рядком радиоуправляемые авиамодели. Нелетная погода не помешала им принять участие в показательных выступлениях. Они демонстрировали такие пике и «мертвые петли», что дух захватывало.

— Большая авиация не выдерживает такой погоды, а маленькая летает! — с гордостью сказал пилот-любитель Владимир Белоусов.

***
фото: аэродром напоминал причал, но люди ждали полетов;слева направо бортмеханик Сергей Харахоренко и пилот Михаил Рябов;впервые на борту вертолета;малая авиация в этот день заменила большую -радиоуправляемым авиамоделям нелетная погода не страшна

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта