Не было бы счастья, да… кризис помог
От туристических агентств веет отпуском. Недавно прочитала в офисе одного из них: «Отдых — наша работа». «Мне бы такую!» промелькнула мысль. Но так ли это просто — организовать чужой отпуск?
Наталья Фоменко мечтала работать в турбизнесе чуть не со школьной скамьи. Естественно — чтобы самой путешествовать, узнавать новые страны, говорить с людьми на разных языках и наречиях. Ведь именно так представляется жизнь туроператора человеку несведущему.
Мечтать-мечтала, но занималась другим — рекламой.
— Случилось сокращение, пришлось думать, как жить дальше, -говорит она. — Решила открыть свое дело.
Это сейчас Наталья готова поблагодарить бывшего начальника за то увольнение.
Но поначалу, признается, было нелегко. Деньги (а девушка привыкла ни в чем не отказывать себе) быстро заканчивались, пришлось встать на биржу труда. Там ей посоветовали воспользоваться программой самозанятости.
— Я и раньше слышала об этой программе, но не хотела с ней связываться. Думала, замучают потом проверками и отчетами. И все же решила рискнуть…
Составить бизнес-план и оформить необходимые документы большого труда не составило. Активная и коммуникабельная от природы, Наталья производит впечатление человека, способного горы свернуть. Но говорит, что этого не потребовалось:
— И документы мои рассмотрели, и деньги перечислили быстро.
На них сняла офис, купила ноутбук, принтер.
— Самым сложным, оказалось, найти маленький офис. Гектарами — сдают, пожалуйста. Пришлось на первое время снять этот, на пятом этаже.
Пятый этаж — действительно, неудобно. Особенно, когда нет лифта. Зато — центр города, угол Водопроводной-Хохрякова. Да и в офис идти у клиентов особой нужды нет. Достаточно позвонить по телефону.
— Я убедилась за этот год, что никакая реклама в турбизнесе не работает, — говорит Наталья. — Клиент идет на конкретного тур-агента. Это как с парикмахером. Если нашел своего, который знает, что тебе нужно, твой характер, финансовые возможности, — к другому уже не побежишь. Здесь самая действенная реклама -«сарафанное радио»!
Начинала с родственников и знакомых. А это, кто сталкивался, знает — самый капризный контингент. Нужно подобрать им все лучшее, и при этом, чтобы дешевле, чем в «чужих» агентствах. Справилась. За ними потянулись другие.
— Хвастать не буду, но есть у меня клиенты, которые по второму разу пришли. А это самый дорогой показатель, — с гордостью говорит Наталья.
За семь месяцев работы (практически без сна и отдыха) она сумела рассчитаться со всеми долгами-кредитами и выйти на самоокупаемость. Сейчас ей хватает заработков на уплату налогов, офис, телефон, Интернет, канцтовары и зарплату. Мечтает взять помощницу, но пока на квалифицированного специалиста нет средств. Помог случай — у знакомой дочь учится на менеджера по туризму, ей нужна практика. Наталья взялась «поднатаскать» студентку к диплому. Та, в свою очередь, выполняет посильную работу — в основном, общается с клиентами, когда Наталья отлучается на обед или по делам. Общаться тоже нужно уметь. Ведь удержать, заинтересовать человека — считай, полдела сделать.
— Еще важно самому знать страну и отель, куда предлагаешь путевку, — считает Наталья. — В этом помогают рекламные туры.
Она объяснила, что в рекламных турах проводятся экскурсии по отелям. В прошлом году Наталья съездила в Египет. Говорит, уже на второй день ноги в кровь сбила, объезжая отели и достопримечательности. Устала — не то слово, но не жалеет:
— Теперь могу точно сказать, куда в Египте стоит ехать и что смотреть.
Ее агентство называется «Allinclusive» — «все включено». Это любимая форма отдыха россиян, со знанием дела говорит Наталья. На мое замечание, что турки собираются отказываться от этой практики, заявляет:
— Думаю, при этом они забудут про русский туризм. Именно система «все включено» привлекает россиян в Турцию и Египет. Без нее им не выдержать конкуренции с более «продвинутыми» странами.
Она объясняет, что название ее агентства лишь косвенно подразумевает одноименную схему гостиничного сервиса. На самом деле, в него заложен более глубокий смысл. Под «все включено» подразумевается не только подбор подходящей путевки, но и ответственность за того, кто заплатил деньги, — от его доставки в аэропорт до прибытия домой. Даже автомобиль для этой цели Наталья арендует, чтобы ее отпускникам не нужно было вызывать.
Наталья и номер рабочего телефона выбрала с умыслом (первые цифры — 911). Говорит, что ее клиенты звонят ей и в три часа ночи, и в пять утра. Причем по самым разным вопросам. Даже таким вроде бы дурацким, как «где выход к регистрации на рейс в аэропорту Внуково?»
— Бывает, теряются, — с улыбкой, без малейшего раздражения, рассказывает хозяйка турагентства.
От ее маленького офиса веет отпуском. Она сама — загорелая, энергичная, «летняя» — как будто создана для турбизнеса. Что, спрашивается, столько лет делала в рекламе? Не зря говорят, не было бы счастья… да кризис помог!
***
фото: Наталья Фоменко