Силовики настроены решительно
Уже после пресс-конференции изумленные журналисты спросили полковника милиции Сергея Комсюкова:
— А вам за это ничего не будет? Заместитель начальника ГУВД по Тюменской области по экономической безопасности пожал плечами. Вообще-то, он не перегнул палку, рассказывая о хищениях бюджетных денег по всем национальным проектам, которые реализуются в области. Наоборот, привел только самые типичные примеры. Но и их хватило, чтобы сделать выводы о масштабах коррупции и бесхозяйственности.
— В каждой третьей нашей проверке мы находим нарушения, которые тянут на статью Уголовного кодекса, — сказал полковник.
Нисколько не смущаясь, он сыпал словечками: «деньги просто разворовывают», «контроля нет», «обманным путем» и прочее.
По словам Комсюкова, самая популярная статья — 159-я (хищение мошенническим путем). Всего с начала года выявлено 84 преступления.
Из четырех нацпроектов два — «Развитие АПК» и «Здоровье» — идут нога в ногу: более тридцати преступлений расследовано сотрудниками милиции. Особняком стоит «Доступное и комфортное жилье»: 19 преступлений, в основном, касающихся превышения сметных расходов на строительство. Хотя посягнуть на бюджетные деньги пытаются при приобретении жилья и обычные люди. Например, специалисты на селе, которым по закону положена недвижимость или компенсация ее стоимости.
Благое дело превращают в абсурд: сын покупает у матери дом, документ о купле-продаже предоставляет в администрацию, ему компенсируют стоимость из бюджета.
Сергей Комсюков не скрывает: незаконным приобретением жилья на селе «баловались» и сотрудники правоохранительных органов. Они фальсифицировали документы, чтобы получить из бюджета деньги, якобы, на строительство дома или получение стройматериалов.
Есть случаи серьезнее: на дома, которые возводились для молодых семей, предоставлялись сметы о покупке стройматериалов у фирм, которых нет в природе. Или по документам смета расходов тянет на техническую реконструкцию помещения, а по факту — кроме свежевыкрашенного забора ничего нет.
Схемы «потрошения» бюджетного кошелька нужно было придумать, потом — испробовать. На это требовались годы. Далее пошло по накатанной. Теперь «утечку» перекрывают, но сделать это чрезвычайно трудно.
Милиции тоже потребовалось время, чтобы изучить «хищнические» схемы. Изучили, создали алгоритмы таких преступлений. Отдавая дела в суды, страхуются: прикладывают к материалам приговоры судов из соседних регионов, где подобный прецедент имел место.
По данным ГУВД области, количество выявленных фактов хищений бюджетных средств превысило прошлогодние на 127 процентов. Сергей Комсюков объяснил рост не тем, что стали больше воровать, а тем, что сотрудники милиции стали лучше понимать, где искать. И, конечно, отметил слаженную работу всех структур:
— Руководит проверками федеральный инспектор по Тюменской области Андрей Руцинский. Когда мы собираемся у него в кабинете, то ответственных лиц там больше, чем вас здесь.
Представители СМИ оглянулись друг на друга: я насчитала двадцать человек. Все они жаждали «жареных» фактов. И они посыпались как горох.
В мае в суд направлено дело директора предприятия «Большеченчерское» Надежды Шелегиной, которая обвиняется в хищении более 40 млн. рублей, выделенных на реконструкцию коровника.
Заведующий поликлиникой в Упоровском районе зарабатывал до 120 тысяч рублей в месяц. И это в глубинке! В ходе проверок выяснилось, что высоким доходам медика способствовали фиктивные листы учета оказания медицинских услуг несуществующим пациентам. Премии и надбавки он выписывал себе ни за что. Возбуждено уголовное дело. Подследственный ждет суда.
Главврач вендиспансера Ишимского района летом 2008 года не отдыхал, а усиленно подделывал документы. Обогатился, по данным следствия, на 250 тысяч рублей. Это бюджетные деньги, принадлежавшие ТФОМСу. Возбуждено уголовное дело.
По словам Комсюкова, сотрудникам областного департамента здравоохранения также не чужды приписки. Например, согласно их отчетам чуть ли не 99 процентов населения прошли диспансеризацию. Проверили ведомости: по данным чиновников, до сих пор проходят медосмотры не только покинувшие пределы региона люди, но и. «мертвые души». В настоящее время правоохранительные органы совместно с Росздравнадзором проводят повторные проверки государственных лечебных учреждений на предмет расходования средств, выделенных на диспансеризацию.
Плод успешной совместной работы со Счетной палатой области — два миллиона рублей, которые чуть не ушли в закрома «Сибирской аграрной компании». Вернее, на банковские счета отдельных лиц. Деньги должны были пойти на модернизацию оборудования. И пошли, но только по бумагам. На самом деле, деньги похищены.
Значительный материальный ущерб понес бюджет области от агрофирмы «Белые росы», что в Абатском районе. Помните элитных буренок? Их областная власть раздавала лучшим хозяйственникам, чтобы те «подтянули» показатели по производству мяса, и его не пришлось закупать за пределами региона. Руководство агрофирмы, видимо, приняло стратегический план как руководство к действию и. пустило под нож элитное стадо. Представляете, сколько десятков тысяч долларов (товар-то импортный) перевели на мясо!
— Уголовное дело по этому факту еще не возбудили, но в ближайшее время этот вопрос решим, -резюмировал Сергей Комсюков.
Переполоха в агропроме следует ожидать: милиция совместно с Россельхознадзором намерена вложить свою лепту в развитие племенного стада.
В департаменте АПК по-своему оценили «боевые» действия. Как сказал Комсюков, там всячески препятствуют получению информации, запрашиваемой следствием.
— Это наталкивает на определенные размышления, — говорит полковник милиции. — В департаменте АПК стараются соблюсти приличия, не попасть в прессу, говорят нам, что мы не являемся теми, кто контролирует расходование бюджетных средств. Но в законе о милиции все написано, и поверьте, нам лишнего не надо.
По всем фактам хищений бюджетных средств готовят представления: документы ложатся на столы первых руководителей области.
Удается ли возмещать убытки? В девяноста процентах случаев, отмечет Сергей Геннадьевич.
— Имущество, добытое преступным путем, изымается, — говорит он. — Если деньги переведены за границу, то подключаем Интерпол.
Однако прогнозы силовиков неутешительны: количество хищений бюджетных средств, которые осваивают в ходе реализации национальных проектов, будет расти.