X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Огнедышащий мир кузницы

Пять лет назад на месте безликих заводских цехов в микрорайоне Бабарынка появилась удивительная мастерская кузнецов Андрея Сиваева и Сергея Пронина.

Заходишь внутрь — и как будто попадаешь в Средневековье: массивные деревянные двери на кованых скобах, такие же стулья и табуреты, чеканные миниатюры и картины на стенах… Если приглядеться, то набор вещей, которые создают колорит, странный и очень разномастный: горшки, ухваты, приспособления для откручивания гаек и сундуки с коваными элементами, а также самовары, щипцы для колотья сахара, швейные машинки «Зингер»… Но все, вплоть до старого полосатого покрывала, кинутого на диван, смотрится здесь гармонично и «на своем месте». О том, что мы находимся в родном XXI веке, напоминает только ноутбук на полке.

— Мы собрали эти вещи, чтобы наши клиенты видели историю кузнечного дела, — говорит Сергей Пронин.

Сиваев и Пронин занимаются ковкой 17 лет, а знакомы и того больше: учились в Абрамцевском художественном училище имени Васнецова, которое в этом году празднует юбилей. А после жизнь разбросала друзей и коллег. Сергей какое-то время жил за границей, а Андрей продавал туристам на Арбате матрешки, расписанные женой. Надо заметить, прибыльное было дело. Но родился сын, летать туда-сюда из Тюмени в Москву стало неудобно. Вернулся из-за границы Андрей, и кузнецы решили открыть свое дело.

… Мы располагаемся за столом в мастерской. Отсюда начинается вся работа — приходят клиенты, приносят заказы, рождаются эскизы.

Кузнецы вспоминают, что самый уникальный заказ, который они выполняли, — балконы на Доме офицеров рядом с ЦУМом.

— А в чем заключается уникальность? Мы брали круглый пруток (диаметром он примерно как шариковая ручка) и разбивали его до тоненькой пластинки, из которой ковали листья. Если делать это с применением современных технологий, то ушло бы две недели. А мы два месяца сутками ели и спали в мастерской. Это была реставрация по старинным эскизам, — объясняет Сергей Пронин.

— Балконы эти, кстати, точь-в-точь такие же, как в Москве в гостинице «Метрополь», — замечает Андрей Сиваев.

На мониторе одна за другой появляются фотографии работ -заказы для Тюмени, Ялуторовского музея декабристов, Екатеринбурга, Москвы. Кованые витражи, ворота, лестницы. Одну из лестниц, кстати, пришлось ковать по эскизу, нарисованному по. мультфильму «Гарфилд».

— Клиенты пришли с кассетой, показывают — хотим такую, — улыбаются Сиваев и Пронин.

— А у кузнеца есть свой почерк, своя манера, как у художника?

— Мы не стараемся работать в одном стиле. Нашим клиентам интересны разные направления: и классика, и модерн. Но есть кузнецы, с которыми мы много лет общаемся, дружим, — они узнают нашу работу.

Пожалуй, главное, что отличает Сиваева и Пронина: они не работают на машинах — это так называемая ковка «холодным методом».

— В Тюмени больше сорока кузен, и большинство из них работают на машинах. У некоторых нет даже молота. Это не ковка, это гнутье! — говорят мои собеседники.

У этих мастеров — настоящая кузница с горном и молотом, где воплощаются в жизнь все творческие планы. Туда мы и последуем.

Тут жарко от огня, разведенного в горне. Горн — сердце всей кузницы — находится сразу у входа — чтобы было прохладнее.

Андрей Сиваев подбрасывает угля, раскаляет металлические заготовки, чтобы они были мягкими и могли принять любую форму. При этом он успевает шутить: мол, со временем кузнец начинает «чувствовать время» — может подкинуть угля в горн, уйти и вернуться как раз вовремя, так, чтобы заготовка не сгорела.

Затем Андрей придает раскаленному бруску форму молотом, от которого кузница наполняется грохотом, и гнет деталь по специальному шаблону, который сами изготовили. Металлический брусок гнется как пластилин! Немного подправить его молотком, загнуть, и получается «завиток». Так называется один из главных и хорошо знакомых нам элементов художественной ковки.

… По тому, с какой любовью и вкусом обставили они свою мастерскую, по тому, что за 17 лет, имея свое дело, не превратились в бухгалтеров и директоров, а сами стоят у горна и получают от этого удовольствие, видно, что Сиваев и Пронин любят свою работу. Они не участвуют в выставках, не дают рекламы своей мастерской. Говорят, что клиент их сам найдет.

***
фото: Сергей Пронин за работой;Деталь обжигают на горне;Андрей Сиваев;Черный кот Василий пришел однажды в кузницу, так здесь и остался;Старинные кованые клещи

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта