X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В пожарном порядке

Лесов, полей и дачных участков вокруг Тюмени — множество.

Случись пожар, и на помощь обычным, автомобильным, экипажам пожарных могут прийти и железнодорожные. Для этого есть даже специальный поезд — пожарный.

…Не каждый мужчина может и в горящую избу войти, и первое-второе приготовить, а вот те, кто несет вахту на пожарном поезде, нам показалось, могут все.

Здесь нас сумели поразить, только мы переступили порог, точнее, как только поднялись на подножку штабного вагона.

— Супчик горяченький будете? — спросил нас дежуривший в этот день на кухне пожарный Александр Севрюгин. И, не давая опомниться, вручил ложки и усадил за стол. Отказываться было бессмысленно, да и обижать добродушных хозяев не хотелось. За общей трапезой и разговор пошел легче.

Каждая дежурная бригада поезда состоит из семи человек: пять пожарных, оператор насосной станции и начальник поезда. Частой смены кадров здесь не наблюдается, люди трудятся годами, а то и по 10-20 лет. Почему прикипают к этой работе? Сказать трудно, явно не из-за зарплаты. У тех, кто призван бороться с огненной стихией, рисковать жизнью и быть все время начеку, она не дотягивает и до 15 тысяч рублей в месяц. Поэтому те, кто помоложе, у кого сил побольше, отдежурив сутки, часто ищут подработку. Благо мужики — мастера на все руки: и забор поставить, и крышу в доме перекрыть, и печь сложить — все могут. Дела и в городском, и в деревенском хозяйстве всегда найдутся.

Надо ли ругать молодежь за то, что одной смены им не хватает? Как посмотреть. В конце концов, не бездельничают, не пиво пьют, а опыта жизненного набираются. На тушении пожара любые навыки пригодятся. Ведь огонь белоручек не любит. Просто бегать за ним вдогонку, говорят пожарные, — не фокус, важно суметь его предупредить, перехитрить, переломить. На пожаре, как на войне, приходится просчитывать действия «противника» на несколько ходов вперед и принимать решения, мгновенно ориентируясь в ситуации.

Для этого в пожарном поезде есть все технические возможности. Поезд укомплектован двумя цистернами по пятьдесят кубов каждая, автономной компрессорной станцией для подачи нужного напора воды и перезарядки баллонов с кислородной смесью. Плюс дополнительно в него загружено около тонны каустической соды, три тонны сорбента и пенообразователь, которые могут потребоваться для тушения сложных возгораний.

Есть у пожарного поезда только один минус — относительная ограниченность в передвижении. Он — не пожарная машина, которая может проехать по любому бездорожью, а привязан к железнодорожному полотну. Но радиусы передвижения в восточном, западном и северном направлении не маленькие — достигают, по словам заместителя начальника поезда Владимира Максименко, до 120 километров. А максимальная удаленность объектов, до которых могут достать рукавные линии пожарного поезда, составляет 800-1000 метров. Причем к каждому пожарному выходу из цистерны можно через разветвления присоединить до трех рукавов одновременно. Кстати, это необходимо не только для того, чтобы увеличить возможности пожаротушения, но и чтобы облегчить работу пожарных. Каждый наполненный рукав весит как четыре десятилитровых ведра — приходится периодически сбрасывать давление и, соответственно, уменьшать наполняемость, чтобы просто сдвинуться с места. Ведь, кроме воды, пожарный таскает на себе еще около 30 килограммов амуниции. Владимир Максименко говорит, что пожарный костюм тяжелее скафандра космонавта.

Правда, у пожарных поезда есть неоспоримое преимущество — время. Если в обычной пожарной части на переодевание и сборы дается несколько минут, то в железнодорожной — как ни спеши, быстрее паровоза не приедешь. Пока прицепят «голову» к составу, пока дадут зеленый свет, освободят перегон — проходит иногда 10-20-30 минут, а то и больше. Успеешь одеться, не торопясь.

Но неторопливость службы здесь обманчива. Да, есть определенная фора, но опасности и непредсказуемости никто не отменял. Александр Севрюгин, 20 лет уже проработавший на пожарном поезде, говорит, что выезжали они и на тушение дачных поселков, и на ликвидацию нефтяных разливов, и на возгорания пассажирских вагонов. Они каждый день в боевой готовности. Сегодня может быть тишина, а завтра — срочный вызов.

Впрочем, за эту непредсказуемость и настоящий мужской адреналин многие и любят эту службу, не уходят, несмотря на все ее тяготы. Говорят, что не променяли бы ее ни на какую другую.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта