Квартира для студента
Каждое лето в Тюмени одна и та же картина — в конце августа цены на аренду жилья поднимаются. Спрос превышает предложение. Подогревают его студенты-первокурсники.
По статистике, которую дают приемные комиссии вузов, половина поступающих — иногородние, треть — северяне. Вузы, конечно, предлагают места в общежитиях, да только не всех они устраивают. Молодежь не желает жить «коммуной», а комфортабельных номеров в студенческих гостиницах (такие есть у нефтегаза и ТГУ) на всех не хватает. Часто и родители против общежитий.
— Муж сразу сказал: нечего делать, нажились в свое время в общагах, — объясняла подруга, почему она платит по 15 тысяч за квартиру для сына. — Да и страшно. Говорят, там наркотиками торгуют. Специально северян подсаживают на это дело, чтобы потом тянуть деньги.
Поиски квартиры происходили у меня на глазах. Сначала подруга побегала по адресам из списка, который ей предложили в университете. Кто именно предложил, она не поняла.
— Пожилой мужчина, представился работником вуза, — туманно обрисовала «благодетеля».
Квартиры предлагались хорошие, в центре города, но уж больно дорогие. Решили попробовать через агентства. Хороший риелтор всегда подберет подходящий вариант. Особенно, если клиент готов платить наличными и за несколько месяцев вперед. Сначала, как это принято в агентствах, показали несколько вариантов «убитых» квартир, зато подешевле. А потом, уставшим и почти отчаявшимся, предложили приличную.
— Дорого, конечно, — рассуждала потом подруга. — Но чем платить за «гадюшник», лучше уж за нормальное жилье.
Но и тут не все просто. Квартиру искали в июле, когда подавали документы в вуз, а жить в ней собирались не раньше сентября, с начала учебного года. В агентстве предупредили: в конце августа квартиры подорожают на треть и выбора не будет — хорошие разберут.
Подумали-подумали, да и заплатили за два месяца простоя. Плюс, естественно, риелторам — в размере месячной аренды.
На год семья затянула пояса -ведь студенту, помимо жилья, надо еще питаться, одеваться, покупать книги и канцелярские принадлежности, да мало ли еще расходов! В этом году все же написали заявление на общежитие — то самое, гостиничного типа.
— Посмотрим, что получится, -вздыхает подруга.
Но ей еще повезло. Приходилось слышать истории, как иногородние становились жертвами мошенников в риелторском обличье. Клевали на объявления-приманки, обещающие сдать жилье вдвое дешевле рыночной цены. Но за адрес требовали оставить залог — от одной до трех тысяч рублей. «А то вдруг вы потом напрямую заключите договор с хозяевами, — говорили им в липовом агентстве. — Тогда этот залог и будет платой за наши услуги». Чаще всего по таким адресам застать хозяев невозможно, а если и застанешь, то это или опустившиеся алкоголики, с которыми никто не захочет связываться, или квартира у них — грязный сарай. Но услуга-то предоставлена! Деньги, конечно, можно будет вернуть — через суд. Да когда ж иногороднему студенту этими тяжбами заниматься?
На дворе — август. Уже сейчас, по словам исполнительного, директора агентства недвижимости «Этажи» Ильдара Хусаинова, на рынке аренды жилья наблюдается оживление.
— Через неделю-две сумма на ценнике на аренду квартир вырастет на 15-20 процентов, — говорит риелтор.
— Обычная сезонная ситуация. При этом отмечает, что стоимость аренды остается на прошлогоднем уровне. Приличную однокомнатную квартиру еще можно снять за 10-11 тысяч рублей. А «хрущевку» — и за восемь-десять тысяч, в зависимости от района и ремонта. Что же касается подселения (наем комнаты в квартире) — крупные агентства с неохотой берутся за поиск таких вариантов. Риелторам эти сделки большого дохода не дают, а возни много. Комнаты сдаются за три-шесть тысяч — опять же в зависимости от района, состояния квартиры и от хозяев, с которыми арендатору придется жить бок о бок.
Но в дальнейшем, возможно, ситуация изменится. Агентства недвижимости планируют наладить сотрудничество с вузами. Если это случится, иногородние хотя бы будут застрахованы от мошенников.
— Мы понимаем, что долгосрочная аренда для студентов — это тоже сегмент рынка недвижимости, -говорит Ильдар Хусаинов. — Если есть спрос, значит, надо обеспечить предложение.