Здесь — новая дорога
Во время рабочей смены оператор Сергей Зарубин и машинист Сергей Русаков общаются между собой преимущественно через… небольшой экранчик, установленный в кабине фрезерной машины.
И видеосвязь здесь ни при чем. Просто на мониторе машинист может видеть параметры, которые задает оператор. Датчики находятся практически у самой земли -внизу дорожной фрезы, а машинист сидит очень высоко (до кабины можно добраться только по лестнице), поэтому оператора он часто просто не видит.
— Вот, смотрите, цифры поменялись, — показывает на экранчик Сергей Русаков. — Значит, задали новые параметры.
Цифры показывают, какой толщины надо снять асфальтовое покрытие с конкретного участка дороги.
— Мы ориентируемся по картограмме, составленной геодезистами, — рассказывает Сергей Зарубин, он наблюдает за работой фрезы «с берега». — Все зависит от того, как и где расположены стоки ливневой канализации. Невооруженным глазом это не заметно, но у дороги есть свой угол наклона — такой, чтобы вода не скапливалась на проезжей части и всегда могла стекать в «ливневки».
Кстати, невооруженным глазом нельзя заметить и то, насколько изношен асфальт. Многие водители удивляются: почему ремонтируют дороги, что могли бы еще и без этого послужить, а те, на которых полно ям, оставляют без внимания?
— Ну вот, например, здесь. На улице Герцена, — говорит Сергей.
— Вы не можете видеть, но середина проезжей части и края дороги поднялись, а там, где ездят машины, асфальт просел. Если начнутся дожди, то вода будет собираться в этих колеях.
Сейчас улице Герцена потоп уже не грозит. Фрезерная машина медленно, но уверенно продвигается по ней — от улицы Челюскинцев до Профсоюзной. Чтобы снять асфальт по всей ширине дороги, фрезе надо пройти туда и обратно восемь раз.
Водителей и жителей окрестных домов такой расклад, конечно, не очень устраивает. Однако мало кто из них задумывается, что дорожникам достается больше, чем всем остальным.
Сергей Русаков, к примеру, за одну смену проводит в кабине дорожной фрезы по 11 часов. Вибрации почти уже не замечает (хотя из-за тяжелого барабана, отбивающего асфальт, трясет прилично), отмахивается и от жары. Передышка бывает, когда пора заправлять фрезу водой.
За один раз, говорит водитель водовозной машины Азамджон Эргашов, фреза «выпивает» четыре тонны. За день ее приходится заправлять по пять-шесть раз, потому что вода уходит еще и на охлаждение асфальтовой крошки.
— Если бы она не смачивалась водой, здесь такая пыль стояла бы, — улыбается мастер Валентин Григорьев. — И недовольных прибавилось бы.
С недовольными Валентину приходится сталкиваться часто. Жалуется, что некоторые водители не желают замечать не только дорожные знаки, но даже технику — лезут прямо под колеса.
Но разногласия эти временные — стоит за фрезой пройтись асфальтоукладочному катку, как все будет в порядке.
— Некоторые и сейчас из окон автомобилей нам одобрительно кивают — с пониманием к нашей работе относятся и радуются, что скоро здесь появится новый асфальт, — говорит Зарубин.
***
фото: Азамджон Эргашов отвечает за заправку фрезерной машины водой