Пожара здесь боятся как огня
— Где дачи горят чаще всего?
Государственный инспектор Центрального округа по пожарному надзору Эльдар Галеев, не задумываясь, отвечает:
— На Салаирском тракте.
Туда мы и поехали. Несмотря на то, что инспекторы завершили проверку садоводческих товариществ, Эльдар согласился нас сопровождать, чтобы на месте показать — почему горим и что делать, чтобы спасти дачные участки от коварного огня. По дороге мы выяснили, что в пожароопасный период (апрель-май), когда дачи окружает высохший бурьян, были проинспектированы 40 садоводческих обществ из 124 подведомственных. И всем сорока выданы предписания: где копать котлован или ставить гидрант, где проложить дорогу для проезда пожарной машины и каким образом «окопаться».
Дачных участков, способных обеспечить пожарных дополнительной водой, случись возгорание, единицы. Котлован — искусственный водоем — многим негде выкопать: домики строились на близком расстоянии друг от друга. Гидрант — подключение к общей линии водоснабжения — дорогое удовольствие. Да еще и садоводческие общества расположены на значительном расстоянии от водопроводной трубы, к которой подключают это сооружение.
Эльдар говорит, что председатели садоводческих товариществ, где уже случался пожар, более отзывчивы на предписания, чем те, что «дыма не нюхали». Начинают искать возможности обезопасить дачников от возможного огня. Например, активно тормошат управу, чтобы выделила им средства. Если финансовая помощь поступила, копают котлованы для воды или траншеи по периметру границы дачных обществ.
… Через год инспектор Галеев проверит, как выполнены его предписания. Максимальный штраф за неисполнение — до 20 тысяч рублей. Как правило, оплачивает его председатель не из личного кошелька, а из взносов дачников.
Беседуя с инспектором, мы незаметно преодолели 14 километров и оказались в нужном нам месте: садоводческом обществе «Хрустальный».
— Председатель этого общества несколько лет не исполняет предписания инспекторов, — предупредил Эльдар Галеев.
Я удивилась: на въезде нас встретила наглядная противопожарная агитация — схема общества с обозначением двух водоемов, рядом — подвешенный на цепь кусок рельса. В случае пожара звон оповестит всю округу. Я показала инспектору на противопожарный «диптих»:
— Вот видите, люди не равнодушны к своей судьбе.
— Поехали дальше, посмотрим, — спокойно отреагировал он.
Оказалось, что с выводами я сильно поспешила. Наш автомобиль заблудился очень быстро. Водитель в сердцах сказал:
— Хоть бы указатели поставили, пожарные приедут — тоже искать будут.
Водоем мы нашли благодаря женщине, которая шла по центральной улице в купальнике. Вместе мы вышли к карьеру.
Эльдару водоем не понравился. Он объяснил, что пожарным будет трудно до него добраться: машина не сможет развернуться, а неудобный спуск не позволит добраться до воды. Так я узнала, что улицы в дачных обществах -тупиковые, а вода хоть есть, но при пожаре может оказаться недоступной.
Кроме того, в «Хрустальном» нет освещения. Случись пожар в темное время суток, придется ориентироваться по пламени.
Сами дачники пожара боятся как огня. Хотя многие знают, что траву сжигать нельзя, а мусор и сухостой надо складывать в специально отведенные для этого места. Если нужно что-то сжечь, то делают это в бочке. Так что предупредить о пожаре можно («колокольня» есть), а вот с тушением могут возникнуть проблемы. Выезжая из «Хрустального», Эльдар показал брошенные участки, заросшие травой — потенциальную угрозу, когда она высохнет.
… Остановились на обратном пути возле дачных обществ «Яблонька» и «Юбилейное», увидели овраг, по которому этой весной прошла огненная стихия. Черные скелеты деревьев уже окружила обильная зелень. Дачи расположены от оврага в нескольких метрах: огонь достал до деревянных заборов, за которыми стоят дома. Пожарные не смогли спасти более 30 построек. Улицы — тупиковые, вместо окружной дороги — опасный овраг.
Очевидец тех событий Галина Васильевна Сафронова говорит, что ветер тогда был сильный.
— Загорелся вот этот забор, — она показывает на светлые доски в середине длинного старого забора, окружающего дачи. — В этом месте их заменили. Дома сгорели за пять минут. Я тогда всю ночь ходила на болото, оно тоже горело: закапывала огоньки.
Галина Васильевна семь лет обитает в соседней с погорельцами «Вишенке». К ним в общество можно проехать в широкие ворота, которые установил бывший председатель. Сафронова говорит, он понимал, что пожарная машина должна легко проехать по их самой главной, хоть и узенькой, улочке.
Подкованность женщины в вопросах пожаротушения меня удивила.
— Мой дом сверху обшит плитой, которая выдерживает температуру тепла в тысячу градусов, вода есть в шести бочках и в баке на полтора кубометра.
… Вокруг дачи Галина Васильевна посадила цветы, считает, что и они защитят. В случае огненной опасности свой дом будет спасать, поливая его водой. Хотела было застраховать свое дачное имущество, но отказалась от этой затеи. Говорит, что дорого, неудобно и нет уверенности, что при нынешних закон ах сможет добиться страховой выплаты. Дачник «во всеоружии» призналась, что она по образованию — лесовод. Вот таких бы и выбирали в председатели. А то, говорят, в дачном обществе «Дружба» при живом председателе неизвестно куда делись цистерны, в которых могла бы храниться спасительная вода.
***
фото: Эльдар Галеев недоволен водоемом;Пожарная сигнализация садоводческого общества «Хрустальный»