Время сверить алкотестеры
В первый день вступления в силу закона о полном запрете алкоголя за рулем на стационарном посту ДПС Московского тракта все как обычно. Служба идет своим чередом.
У инспекторов, в отличие от журналистов и сторонних наблюдателей, никакого ажиотажа по поводу «0,0 промилле» нет. Они не держат наизготовку алкотестер, не заглядывают в окна проезжающих машин с целью застать врасплох тех, кто о новом законе не знал или по каким-то причинам забыл…
Инспекторы говорят, что это большая удача, когда за весь день им ни разу не приходится распаковывать одноразовые мундштуки, через которые обычно просят «дунуть». Значит, в этот день на дорогах более или менее спокойно. … А вид пьяного водителя вызывает содрогание даже у бывалого сотрудника ГИБДД.
— Случается и такое, что человек просто вываливается из-за руля, когда открывает дверцу, — рассказывает инспектор Александр Евсеев. — Тут уж никаких сомнений не остается, и только радуешься, что вовремя перехватил, что дальше он уже сам не поедет.
В таких случаях пьяный редко начинает спорить, соглашается пройти освидетельствование, а пока инспектор оформляет на него протокол, долго и с подробностями рассказывает, почему не удержался, почему оступился.
— Тут уж, понятное дело, не разберешь — где правда, а где — нет, — говорит Евсеев. — Конечно, причины у каждого свои: один поругался с женой и, чтобы разрядиться, выпил. Другой и вовсе с кладбища едет.
Только истории эти в протоколе не фиксируются, их даже редко принимают в виде объяснительных. И уж, конечно, о них умалчивает беспристрастная сводка, сообщающая, сколько человек погибло на дорогах по вине пьяных водителей. Причин, по которым человек может позволить сесть себе за руль пьяным, — просто нет. Ноль. Как и тех промилле этилового спирта, которые должны (точнее не должны) содержаться в литре выдыхаемого водителем воздуха.
— Пьяный за рулем — это злодей! Он враг не только себе, но и всем окружающим, — сам Валерий Варнавский, водитель с 30-летним стажем, не пьет не только за рулем, но и в принципе.
Скажете: под прицелом фотокамеры и пристальным взглядом инспектора трезвенником станет любой. Однако в словах Варнавского отчетливо слышится искренность и. надрыв. Он говорит, что всех родных и знакомых предостерегает от необдуманного шага. Если надо — отбирает ключи от машины, сам подвозит до дома. Вполне возможно, был печальный опыт. Может, не личный — об этом я так и не решилась спросить. Слишком тонкая материя.
А вот инспекторам в этом плане не до «шарканий ножкой». Таков уж закон, что сотрудник ГИБДД при выявлении нарушений в первую очередь полагается на свои личные ощущения, а потом подтверждает или опровергает их. Показать на радаре превышение скорости, указать на грязные номера или « глухую» тонировку — это одно дело. А как сказать совершенно постороннему человеку, что он… пьян?
— Со временем привыкаешь -это же наша работа. Собственно, если человек даже откровенно пьян, ему никто не грубит. Просим: « Пройдемте» . Если все в порядке, извиняемся и желаем счастливой дороги, — рассказывает Александр Евсеев.
Как и у алкотестера, в работе инспекторов есть свои погрешности (на несколько десятых). Никто не застрахован от того, чтобы ошибиться. Особенно на загородной трассе легко за пьяного принять водителя, который в дороге уже долгое время, а значит, очень устал.
— Редко кто на нас за это обижается — все же понимают, какая ситуация на дорогах, — говорит Александр. — Всегда лучше перестраховаться.
Но кое-кто все-таки обижается — это те, кто не понимает и кто на самом деле провинился. Бывает, лезут в драку, препираются, отказываются проходить освидетельствование. У этих людей практически нет ничего общего -все они разного возраста, пола, социального положения. У них нет ничего общего до тех пор, пока их не попросят «дунуть» в одноразовый мундштук.
Кстати, у алкотестера есть небольшая погрешность — она указана в техническом паспорте: это 0,5 миллиграмма на литр воздуха.
— Ну а как же айран? Вот я люблю айран и часто пью его за рулем, — к нашей беседе с инспектором подключается водитель Алексей Васильев.
О законе он знает, и обеими руками «за». Только опасается неверного истолкования его, боится, что «начнется произвол».
— Все новое всегда вызывает недоверие, — пожимает плечами Евсеев. — Нам придется столкнуться с еще многими проблемами, недоразумениями — все познается со временем. А кефир и квас мы сами пили, потом проверяли на алкотестере. Поверьте, через 10 минут после употребления все уже выветривается.
На всякий случай можно и рот прополоскать. Васильев тоже пожимает плечами — не может он пока знать, чем обернется для водителей сухой закон. Знает точно только одно: он сам никогда не будет садиться за руль пьяным.
В этот день нам так и не попался тот, кто придерживается иного мнения. Поэтому не удалось увидеть алкотестер в деле — не повезло? Инспектор Евсеев говорит: очень даже повезло!
***
фото: К водителю Алексею Васильеву у инспектора Евсеева претензий нет;На стационарном посту ДПС Московского тракта — чтобы не забывалось