«Фиалка» может тушить пожары
В то время, когда центральная Россия задыхается от пожаров, в Тюмени изобрели воздушное средство, способное предупредить о пожаре и быстро потушить его.
— Пожарную авиатехнику способна заменить серия одного аппарата — безаэродромного аэростатического самолета «Фиалка», — утверждает тюменский изобретатель и главный конструктор, кандидат технических наук Александр Филимонов. — Обычно летательное средство расходует воду не более минуты при наличии на борту трех-четырех тонн жидкого груза. «Фиалка» же поднимает на борт 400 тонн и борется с огнем шесть минут непрерывным дождем.
Важными преимуществами «Фиалки» также считаются скорость и удобство в использовании. Сейчас для тушения пожаров применяют самолет Ан-2, вертолет Ми-8 и гидросамолет — амфибию. Взлет, посадка, заправка топливом и водой, полет от аэродрома до места возгорания обычно занимают часы, а само тушение — секунды.
Изобретению Филимонова не нужен аэродром, поскольку он взлетает с любой ровной поверхности: равнины, поля, океана, дороги, песка. При посадке непосредственно на водную гладь открывается съемная платформа, шлюзовая система аппарата набирает воду, и самолет берет курс на очаг возгорания.
Уникальная конструкция — гибрид самолета, вертолета, дирижабля и судна на воздушной подушке, первоначально создавалась для доставки многотонного оборудования на газоконденсатное месторождение Ямбурга, с 1989-го по 1996-й годы. Первые испытания успешно прошли под Тюменью, в деревне Мальково, зимой 1997 года. Спустя полгода — на Туре. Самолет был в единственном экземпляре, и сейчас подняться в воздух уже не может, а существует лишь на чертежах.
Научно-исследовательская организация ОАО «ТюменьЭкотранс», в которой работает Александр Иосифович, уже почти 10 лет направляет правительству Москвы и лично президенту предложения о внедрении самолета в МЧС России.
— Наш запрос всегда попадает в «кольцо», — сетует конструктор. -Правительство направляет его в министерство транспорта, оттуда оно «летит» в Росавиацию, а та, в свою очередь, — в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского. Даже не изучив наш проект подробно, нам возвращают его, обосновывая отказ неэффективностью затрат.
— Пока дело не доходит до катастрофы, Россия никогда не принимает мер, — возмущается Александр Иосифович. — А она налицо. В семи регионах введено чрезвычайное положение, погибло 48 человек, разрастающийся огонь подступает и к югу Тюменской области. Торфяники и леса в России горят через каждые четыре-пять лет. Если запустить производство нашего самолета сейчас, то новые стихийные пожары не страшны.
Пока производство тюменского ноу-хау «заморожено» на Родине, им интересуются другие страны. Филимонов говорит, что Германия и Италия включили его в свой бизнес-план и в скором будущем планируют создать серию «Фиалок» по тюменской технологии.