X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Население все равно остается нашим его никому не передашь

Когда на улице плюс 30 -самое время вспомнить о том, что до наступления зимы осталось каких-то три месяца.

Николай Романов, заместитель председателя городской Думы, председатель постоянной комиссии по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству, работает в системе жилищно-коммунального хозяйства больше 20 лет. О выводах, сделанных в прошедшем отопительном сезоне для будущего, мы и решили с ним поговорить.

Николай Владимирович, какими только словами не ругали прошедшую зиму: и суровая, и аномальная, и «таких не бывало». Но на вашей памяти, наверно, бывали зимы и похолодней?

— Холода, и довольно серьезные, были и раньше, просто о них за последние пять-шесть лет забыли. И все-таки назвать аномальной нынешнюю зиму можно. Не только потому, что столбик термометра опускался низко, просто на отметке за тридцать он держался необычно долго. Когда мороз под сорок держится три-четыре дня, коммунальщики успевают реагировать на аварийные ситуации, а когда он не слабеет пять-шесть дней, неделю, накапливается множество ремонтов, и коммунальная система работает только «на утечку». Отсюда — сверхнормативные объемы подготовки теплосетевой воды, так называемая подпитка, превышающая прошлогоднюю почти в два раза. Что создало не только дополнительные трудности для энергетиков, но и, в конечном итоге, отразилось на оплате услуг ЖКХ.

Последние годы в систему подготовки города к зиме вносят различные изменения. В 2009 году -предложили сократить сроки включения тепла, в 2010 — сроки отключений на период опрессовок. Годами работавший механизм нуждается в корректировке?

— Что касается сроков подключения — ускорение, действительно, необходимо, и оно есть. Вхождение в отопительный сезон происходит иначе: за месяц начинается заполнение тепловой системы, чуть раньше включаются процессы согласования между управляющими компаниями, в результате, массовое включение тепла происходит более организованно. Хотя сбоев, связанных с аварийными ситуациями, все равно избежать не удается — жизнь вносит свои коррективы. Что же касается сроков проведения опрессовки и сокращения сроков отсутствия горячей воды, то здесь, на мой взгляд, ничего не получилось. Сроки переносились неоднократно.

Может, не стоило ничего обещать? Может, такие обещания выполнить нереально?

— Когда весной согласовывались сроки проведения опрессовки, шел спор между управляющими компаниями и департаментом ЖКХ. В департаменте настаивали, чтобы управляющие компании заранее вывешивали на подъездах графики проведения опрессовочных работ, указывая, когда по плану не будет горячей воды. А управляющие компании указание тихо саботировали, считая, что график опрессовки — теоретический документ. И предлагали объявления давать не ранее, чем за 10 дней до реального отключения. Тогда жители будут четко знать, сколько дней, с какого и по какое число у них не будет горячей воды. Однако убедить департамент не смогли. Что в результате? Объявления по несколько раз перевешивали — в мае называли одни сроки, в июне — другие. Опять сбили население с толку.

Каждый год тюменцы говорят одно и то же: «Копают-копают, отключают-отключают, а толку нет». Почему так происходит? Объемы большие? Денег нет? Организовано плохо?

— Во-первых, средств не хватает. Хотя никто и никогда не сможет ответить на вопрос, сколько надо, чтобы оказалось достаточно. Есть норматив: шесть процентов тепловых сетей от общего объема должно ежегодно капитально ремонтироваться. Если б все было так… В этом году мы впервые приблизимся к этому нормативу. Ни в прошлом году, ни в позапрошлом мы его не выполняли. Но сейчас для того, чтобы нормально жить, уже не достаточно ремонтировать шесть. Необходимо десять процентов от объема. В городе, например, более 600 километров разводящих сетей, 60 — мы должны ремонтировать. Другого не дано. В итоге — аварийных ситуаций больше, чем хотелось бы.

Можем ли мы наверстать эти недоремонты?

— В ближайшее время я не вижу, когда и как мы выйдем хотя бы на нормативный эксплуатационный срок тепловых сетей. Депутатами городской Думы принята комплексная программа развития инженерных сетей на период до 2020 года, посчитана необходимая сумма — 32 миллиарда рублей. Но пока мы вкладываем только по 600 миллионов, и то последние два года. А необходимо ежегодно по три миллиарда рублей.

Считаю, что хватит ежегодно проводить конкурсы на аренду тепловых сетей. Конкурс должен быть долгосрочный, минимум на три-пять лет. Как и тариф для тепловых сетей. Его надо не каждый год утверждать, а рассчитывать на несколько лет вперед. Чтобы энергетики знали: первый и второй год они получают максимум денежных средств и активно ремонтируются, а третий — живут, как сработают, по принципу «план-факт». Зависимость здесь прямая.

Часто сетуют на то, что задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги растет и превышает уже миллиард рублей. Но она увеличивается еще и потому, что происходят постоянные отключения: то горячей воды, то холодной, то тепла, то бесконечные аварийные ситуации… Если человек пользуется горячей водой 10 дней, то, естественно, за весь месяц он платить не хочет. Надо пересмотреть и заявительную форму перерасчета коммунальных услуг. Если есть факт недопоставки, автоматически должен быть и перерасчет.

Можно ли отремонтировать старые сети только за бюджетные деньги, или надо искать инвестора?

— Речь о том, чтобы продать муниципальные сети, идет давно. Время от времени такая идея в воздухе витает, но решение это непростое. С одной стороны, это дало бы возможность «снять» с себя обязанность по ремонту и обслуживанию коммунальных сетей. Но с другой, население-то останется нашим, его никому не продашь и не передашь, а помогать ремонтировать частные тепловые сети городу юридически очень сложно. Да и где уверенность, что денег, которые выручим, хватить для того, чтобы все отремонтировать? Ведь в этом смысл и цель продажи. Например, на ремонт тепловых сетей требуется три миллиарда рублей. Приходит инвестор, мы ему продаем сети. Но как проследить, что средства он вложит именно в ремонт, а не потратит на свои цели? А если деньги от продажи пойдут в бюджет, то направить их именно на ремонт тепловых сетей мы тоже вряд ли сможем. Бюджет — такой мешок, в который вложить можно все, а что достанешь — неизвестно, как в лото. Согласно бюджетной росписи средства от продажи муниципального имущества могут быть распределены на разные цели. Поэтому говорить о продаже сетей — говорим, но не более. Я бы, например, этого никогда не сделал. Продав, мы лишимся законных рычагов и не сможем ни на что влиять. Ну, обратимся в прокуратуру, ну, возьмут нарушителя за штаны, а заставить регулярно готовить город к зиме — смогут ли? Да и ремонт разводящих тепловых сетей, которые сейчас арендует частник, оптимизма не прибавляет. Городская программа комплексного развития тепловых сетей принята, депутаты за нее проголосовали, а она не выполняется. Надо либо суммы корректировать, либо сроки переносить, либо объемы менять… На постоянной комиссии по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству по три года приходится держать вопросы на контроле, чтобы как-то их решить, сдвинуть с мертвой точки.

Вы верите, что наступит то время, когда коммунальное хозяйство перестанет быть самым ругаемым и начнет работать как часы?

— Когда-то это случится, и коммунальное хозяйство станет лучше, чем сегодня. Но, как говорится, «жаль только жить в эту пору прекрасную…» Можно и нужно говорить о другом. О развитии подрядных организаций, управляющих компаний. Рынок этот сейчас расширяется, хотя попадаются в нем всякие люди: и достойные, и порядочные, и аферисты… Есть и старые кадры, на которые всегда можно положиться, которые знают работу и не подведут. Есть и молодые, подающие надежды… Но стопроцентной гарантии качества не может дать никто. Одни страдают гигантоманией, другие — мелочностью, забывая о жителях. А надо, прежде всего, подумать о людях. Если вернуться к исходной точке — многие правильные решения придут.

Но пока нет единого понимания, как реформировать коммунальную сферу, в том числе и сферу теплоснабжения. Мы все еще живем в переходном периоде, в том самом времени перемен. Федеральный «Закон по теплоснабжению» прошел в Государственной Думе первое чтение. В паспорте закона четко расписано: кто будет платить за тепло, куда, сколько, какую ответственность будут нести теплоснабжающие организации. Пересмотрят и Жилищный кодекс, там множество вопросов, которые надо уточнять. Жаль только, что от первого чтения до третьего закон по пути иногда теряет много ценного. Человеческий фактор и здесь может оказаться сильнее.

***
фото: Николай Романов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта