А ты что сделал для музея?
— Раньше врач и учитель были самыми уважаемыми людьми в городе. Не то, что сейчас…, — сказала, провожая нас к двери, Ольга Ланчук.
Дверь с надписью «Фонды музея истории медицины», напечатанной на белом листке формата А4, закрылась. А наш разговор с Ольгой засел в голове. Она рассказывала об истории музея, о его основателе Юрии Николаевиче Семовских, которому в этом году исполнилось бы 89 лет, и о том, в каком плачевном состоянии сейчас находятся музейные фонды.
— Это был сильный, энергичный человек. Прекрасный хирург и настоящий государственный муж. Он почти тридцать лет руководил областным здравоохранением. Отстроил структуру, которая работает по сей день. К музею Юрий Николаевич относился очень серьезно. На планерках спрашивал каждого: «Что ты сделал для музея?»
Ольга рассказывает так, будто она лично была знакома с легендарным Семовских и бывала на тех самых планерках. Хотя в то время, когда главный врач области создавал музей, ее еще и на свете-то не было.
— От идеи до открытия первой экспозиции (в 1975 году) прошло пять лет, — говорит Ольга. — Все это время Юрий Николаевич и его помощница Нина Александровна Кухтерина тщательнейшим образом собирали различные документы, личные вещи врачей, медицинские принадлежности.
Первая экспозиция разместилась в доме санпросвета на улице Ленина. Там музей благополучно пребывал и пополнялся новыми экспонатами до тех пор, пока им занимался сам Семовских. Юрия Николаевича не стало в 1994 году. Вскоре начались мытарства музейных фондов и их хранительниц. Ведь забота о десяти тысячах экспонатах, среди которых немало уникальных, лежит на хрупких плечах. До недавнего времени нескольких девушек, сейчас только одной.
— Мне пришлось распустить прекрасный коллектив, — с горечью говорит Ольга Ланчук. — После того, как нас передали медакадемии, дела пошли — хуже некуда. Помещение, в котором мы размещались вначале, оказалось, принадлежит департаменту имущественных отношений. Нас попросили его освободить чуть ли не в 24 часа. Пришлось развести экспонаты по подвалам больниц. В результате две коробки с экспонатами бесследно исчезли.
Надо видеть, как рассказывает о музее Ольга, чтобы понять, что утрату этих двух коробок она переживает тяжелее, чем случись пропажа ее личных вещей.
— Вот это пресс для штамповки зубных коронок производства 1910 года. Большая редкость! Раньше ведь на город полагался только один зубной врач. И весь медицинский инструмент закупался в Европе… А здесь — набор стекол для подборки очков. Это тоже уникальный набор — гирьки для измерения давления глазного дна. Представляете, если сейчас пропадет электричество, встанут компьютеры. Как будем измерять давление? А с помощью этих гирек — можно!
Она знает фамилии и имена всех, кому принадлежали вещи, ставшие теперь музейными экспонатами. И переживает, что рабочий стол XIX века, переданный музею семьей врачей, да и другие старинные предметы, очередного переезда просто не переживут.
— Все это бесценно. В книгах и документах — судьбы врачей, которые жили и работали раньше. Уникальные были люди, преданные своему делу, врачи от Бога. Они — пример для молодежи, которая только начинает работать в медицине.
Ольга хорошо относится к молодежи. В ее музее студенты медакадемии и ТГУ — частые гости. Правда, заходят они в основном «по делу» — написать реферат, подобрать материал для дипломной работы. Зато родственники, знакомые, сослуживцы врачей, сведения о которых хранятся в музее, пишут и приезжают со всей страны. И благодарят за то, что здесь сохранили память об их родных.
— В последний раз нас переселили в эту комнату, — Ольга обводит взглядом тесное помещение с неразобранными коробками и неразвешанными картинами, выделенное ей во 2-й областной больнице. — Я сама двигала эти шкафы и таскала коробки. Спину, между прочим, надорвала и зрение тоже. Но это не музей. Здесь можно устроить разве что склад. Музей требует уважения к себе. Нельзя вывалить в кучу все экспонаты и оставить два квадратных метра для посетителей. Я не буду этого делать.
Она надеется, что департамент здравоохранения вмешается в судьбу музея истории тюменской медицины. Что ее бесценные экспонаты получат вид на жительство в достойном помещении — например, в бывшей травматологии, говорит Ольга, она же пустует. Тем более что в будущем году медики будут отмечать 90-летие Юрия Николаевича Семовских. Возвращение музея — лучший подарок горожанам к его юбилею.
… Ольга Ланчук с ее музеем весь день не выходили у меня из головы. «Некогда врач — был самым уважаемым человеком в городе», — сказала она. Некогда и врачи с уважением относились к своей профессии, думала я, возвращаясь с работы. Из поколения в поколение они передавали рецепты лекарственных снадобий и веками накопленный опыт. И бережно хранили историю.
***
фото: Ольга Ланчук, хранительница музея;Склад экспонатов в каморке, выделенной под музей;Набор стекол для очков — производства начала XX века