Родная улица в кино
Съемки «Бегство рогатых викингов» близятся к завершению.
Однако юные артисты, включая моего сына, знают, что в кино слово «конец» — это далеко не конец. Режиссер скажет: последний дубль! И затем следуют еще двадцать дублей. «Сейчас-сейчас» превращается в час, а то и в два часа. В три часа. В пять.
Или: после объявленного во всеуслышание последнего съемочного дня звонит помощник режиссера и сообщает об очередной съемке.
Один из таки х « последних дней» мы с детьми провели на улице Гайдара. (Дочка в слинге опять вызвала ажиотаж, все умилялись, спрашивали, не опасно ли так носить ребенка, не печет ли солнышко, сколько ей месяцев, уси-пуси. Куда там кинозвездам до моей дочурки!).
Улица Гайдара — особенная. Здесь живут великие люди, и первый среди великих — народный, не по званию, а по сути, артист О. Хотя выбрали улицу для съемок не из-за великих людей. Не знаю, почему ее выбрали. Из-за Мальчиша-Кибальчиша, нарисованного на гаражных воротах одного из домов? Рисовали учащиеся колледжа искусств. Они же на заборе О. нарисовали кота и собаку и написали «ул. Родная.» Для актера О. это действительно родная улица, он здесь вырос. Раньше-то дети на улице росли. И в фильме дети как раз такие, из прошлого. Вольные. Даром что юных артистов, играющих этих вольных детей, повсюду сопровождают родители.
Жена О. посетовала, что не участвует в проекте: как же так, кино без художника по костюмам! Она работала художником по костюмам на Свердловской киностудии. Если б знала о «Викингах», пошла бы туда, как и все, волонтером.
Удивительная страсть к кино. Соседская детвора прибежала: хоть в массовке поучаствовать. Хозяин одного из особняков разрешил топтать его новенький газон, не ворчал на киношников за то, что перекрыли дорогу, а рабочие, которых он нанял достраивать дом, пригласили козу напиться воды.
Ой, коза. Одна из героинь киноистории, исполнительница важной роли. Вот она, бедная, намаялась. Таскали ее на поводке туда-сюда, передавали из рук в руки. Она сносила все безропотно.
Дети кормили козу черт знает чем. Лопухами, полынью, старой соломенной шляпой. Кавказская овчарка залаяла на козу, когда та пошла пить. Грозную собаку усмирила занятая в съемках актриса театра кукол Зинаида Береговая, чьим голосом говорят все сказочные матушки. Стоило овчарке услышать ласкающий материнский голос, она тут же умолкла.
Автор сценария Владислав Крапивин приходил, постоял, посмотрел.
Финальную веселую сцену никак не могли сыграть весело. Все устали. Режиссер тоже устал, отчаялся. На смену ему пришла актриса «Ангажемента» Надежда Емельянова. Построила детей, объяснила задачу и провела репетицию, подбадривая возгласами «Супер!» и «Йеху!» Сцену сняли.
Надежда — энергичная девушка, напористая, прирожденный массовик-затейник.
Правда, сын сказал, что позже она тоже устала и отчаялась. Кино — очень нервное занятие.
Когда-то улица Гайдара выглядела как деревенская. Приезжий режиссер Михаил Поляков поведал мне нынешним маем — мы гуляли по Тюмени и дивились переменам ландшафта, — что в первый свой пр иезд, в начале семидесятых, пробираясь к О. по Гайдара, плутал в бурьяне. Трава росла посреди улицы.
Теперь там асфальт. Когда я уходила со съемок, навстречу двигались три газонокосильщика. Они стригли траву по обочинам, перемещаясь синхронно, завораживая слаженными действиями. Приостановили работу, чтобы дать мне пройти, чтоб травный сор не летел на меня, подождали — и снова продолжили стричь.