Икры еще два года ждать
Черная икра, которую мы видим на прилавках магазинов, — импортного производства или из искусственно выращенных осетров. Можно утверждать это наверняка, учитывая, что вылов осетровых в нашей стране запрещен.
Есть еще один вариант — контрабандная. Но и та, и другая, и третья стоит дорого. На мировом рынке за килограмм дают 2000 долларов. У нас маленькая баночка стоит от 300 до 600 рублей. Между тем, о ценных свойствах этого деликатеса можно говорить долго. Так же, как и ностальгировать о том, что еще несколько десятков лет назад в сибирских реках осетра, стерляди, сосьвинской селедки и иже с ними было видимо-невидимо. Но неблагодарное это дело — жить воспоминаниями. Гораздо интереснее — действовать. Как поступил тюменский предприниматель Сергей Коргин, организовав предприятие «Сибирский осетр».
Основная цель бизнесмена — производство черной икры. Может, когда дело твердо встанет на ноги, в тюменских магазинах цены на деликатес станут более доступными? Но пока загадывать рано.
— В бассейнах с теплой водой рыба созревает, конечно, намного быстрее, чем в естественной среде, но нужно еще года два, чтобы наши осетры начали нереститься, — говорит технолог «Сибирского осетра» Владимир Исаков.
А вот первую партию икры стерляди — три килограмма — рыбоводы уже получили. Использовали новый способ отбора икринок -прижизненный. Рыба при этом остается живой и способности нереститься не теряет. Только икра эта не на продажу.
— Видели в бассейне мальков? — спрашивает Владимир Егорович.
— Так вот, это уже наши, выведенные.
Конечно, мы видели этих маленьких стерлядок. И очень удивились. Рыбки плавали, кверху брюхом.
— Что это с ними?
— Они корм ищут, — ответил с улыбкой рыбовод Александр Логинов. — А поедят, перевернутся как положено.
Он показал фокус: насыпал в бассейн сухого корма, мальки так и потянулись к нему. После обеда, и вправду, на поверхности показались темные спинки. Неужели нескольких пылинок корма хватило, чтобы перетянуть рыбьи брюшки вниз?
Сейчас в бассейнах 20 тысяч мальков стерляди. Есть также молодь форели и нельмы.
— Наш технолог купил их в качестве эксперимента, — пояснил рыбовод Александр Логинов.
Александр и его помощник Иван Домбровский «нянчатся» с мальками, кормят их, следят за состоянием воды, в нужный момент переселяют из одного бассейна в другой.
Александр по профессии экономист — окончил Тюменскую сельхозакадемию. Говорит, в «Сибирский осетр» попал случайно и вот уже больше года работает. Иван — бывший военный. Сейчас в армии сокращение, пришлось искать работу на гражданке. Здесь, на природе, в тишине ему нравится. Да и физическая закалка оказалась кстати — попробуйте потягать сети с полсотней осетров весом по 15-20 кг!
— Здесь строятся большие бассейны, — показал Александр новенький арочник, отделанный сайдингом. — Хозяйство будет расширяться.
Сейчас рыба до товарной кондиции доращивается в 42 садках, которые находятся в Шороховском водохранилище. Там содержатся осетры, стерлядь и бестеры (помесь белуги со стерлядью).
— Садки — вспомогательные средства, — объясняет Владимир Исаков. — Когда достроим бассейны, основная масса рыбы будет содержаться там.
Предприятию три года — «Сибирский осетр» создан в 2007. Поэтому пока мальков приходится покупать — в Тюменском госрыб-центре, в Башкирии. В планах у хозяев — вырастить столько рыбы, чтобы ее хватило для производства икры на продажу.
— И сколько на это уйдет времени?
— Года два, — говорит Владимир Исаков. — Не меньше.
***
фото: Удачный улов Ивана Домбровского и Александра Логинова;Стерлядки