X

  • 17 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 100
  • 5599

Судьба как зеркало мира

Ирина Ратушинская. Роман «Одесситы». Издательство «АСТ», 2002.

Человек, что принес мне эту книгу, сказал: «Не могу читать о войне. Разве только у Ратушинской. У нее все военные действия показаны через человеческие судьбы».

Наверное, точнее и не скажешь, и добавить почти нечего. Хотя я вполне способна читать книги о войне, но не отметить изумительного подхода автора к тем е сложного времени не могу.

Это война частного характера. Даже, может быть, семейного. Если щепетильно заниматься своей домашней библиотекой, то стоит поставить первый роман Ратушинской «Одесситы» на полку рядом с книгами Людмилы Улицкой, Игоря Губермана, Дины Рубиной и многих других. Да, они пишут о разном. Но, в то же время, об одном: о том, как знаковые даты из учебников по истории отражаются в жизни обычных людей. Этих писателей объединяет стремление увидеть огромное сквозь призму малого, распахнуть окно восьмиметровой комнатушки в большой мир, почувствовать свою причастность к истории. Написать большую семейную сагу.

Ратушинская родилась и выросла в Одессе, поэтому и город ее, и люди, которые в нем живут, -особенные. Такие, как она сама. На ее долю выпало немало. Преподаватель физики и математики, она в начале 80-х годов примкнула к группе академика Сахарова, и в 1982 году за правозащитную деятельность была арестована. Суд приговорил ее к семи годам исправительно-трудовой колонии строгого режима и к пяти годам ссылки.

За свободу Ирины Борисовны ходатайствовал конгресс ПЕН-клуба в Нью-Йорке (ПЕН-клуб — международная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, редакторов и переводчиков). За нее боролись Артур Миллер и Василий Аксенов. Они добились своего, писателя освободили, и она переехала в Лондон. Это очень далеко от ее родной Одессы.

Так же рассеяло по свету и героев ее горького и отчаянного романа «Одесситы». Это история трех одесских семей, прослеженная с начала XX века до начала Великой Отечественной войны. Мужчин и женщин, мальчиков и девочек, их разметало по войнам и революциям. Их судьбы переплелись причудливо, и все трагедии страны, как в зеркале, в них отразились.

Изначально персонажи показались мне несколько схематичными. Гимназисты у Ратушинской написаны мечтателями разных мастей. В них даже чудятся персонажи первых глав романа «Как закалялась сталь».

Женщины в книге Ратушевской делятся на две категории: матери семейств интеллигентны и заботливы, служанки порядочны и в лучших традициях любят хозяйских детей. По сословиям разложены и характерные черты мужского населения книги.

Но это только на первый взгляд, который так часто бывает обманчивым. Некоторую привычность образов окупают «объемные» события, противоречивость времени, которую писатель показывает во всей полноте.

Чтобы разобраться в сюжетных хитросплетениях «Одесситов», конечно, надо читать. Пересказывать эту книгу — все равно, что перечислять события длинного и очень интересного, хотя и грустного ТВ-сериала. А заодно надо читать и продолжение этой книги — романы Ратушинской «Наследники минного поля» и «Тень портрета». Ведь всегда интересно, что покажут в следующих сериях?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта