X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Средство от одиночества

Они долго добирались до Тюмени. Путь из Нижней Саксонии занял несколько дней и бессонных ночей неудачная стыковка рейсов. Но это стало только началом испытаний немецкой делегации. Главное началось здесь.

Вместо комфортабельного отеля, о котором, наверное, всю дорогу мечтали иностранные гости, их привезли… в лес. Если быть точнее — в палаточный лагерь «Непоседы» под Ялуторовском.

— Немцы даже не скрывали, что они в шоке, — рассказывает модератор проекта «Сильные люди» Елена Гвоздева. — Усталость, незнакомая реальность, языковой барьер… Потребовалось время и немало сил, чтобы их расшевелить.

Прежде чем рассказать, как «шевелили» немцев в сибирском лесу, скажу пару слов о самом проекте.

«Сильные люди» — одна из международных программ, которые реализуют Центр международных связей и департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области. Педагоги дополнительного образования перенимают опыт европейских коллег, те, в свою очередь, пытаются понять загадочную русскую душу и расширить кругозор свой и своих воспитанников. В прошлом году ребята из Германии участвовали в экологическом проекте, в августе планируется новая программа для любителей экстремального спорта. Она пройдет в Тобольске. До сих пор немцы приезжают к нам, но в будущем году и тюменцы собираются отправить группу подростков в Европу.

С немецкой стороны в проекте участвуют девять ребят и одна девушка, с нашей — десять девушек и три парня. Из Нижней Саксонии приехали «трудные подростки» — дети из неблагополучных семей.

— У кого-то родители пьют, у других нет контакта со взрослыми. Есть из малообеспеченных семей. Один мальчик — кореец, усыновлен германской семьей, но отношения с приемными родителями не складываются, — объясняет Елена Гвоздева.

Полной информации об участниках группы у наших модераторов нет. Немцы посчитали, что будет лучше знакомиться с чистого листа, чтобы не возникло предвзятого отношения. Елена согласна, что это правильно. Что касается тюменских ребят, они из семей вполне благополучных, почти все — из 70-й школы, 11 класс. Чтобы принять участие в проекте, прошли конкурсный отбор. Правда, в чем он заключался, ответить не смогли. Сказали только, что заполняли анкеты. Елена дополнила, что все девушки и ребята обладают лидерскими качествами, активные и коммуникабельные.

— Почему выбрали экстремальную программу?

— Мы не ставили задачу создать тяжелые условия, — говорит Елена Гвоздева. — Цель другая: познакомить немецких подростков с Россией, с нашей культурой, а нашим дать возможность лучше узнать людей из других стран. И попрактиковаться в иностранных языках.

Это стало первым и поначалу самым трудным испытанием — найти общий язык, понять друг друга. Тюменским ребятам немецкого из школьной программы оказалось недостаточно. А некоторые и вовсе учат английский. Немцам, впрочем, английский язык понятнее, чем русский. Так и заговорили на гремучей смеси трех языков, помогая мимикой и жестами.

Кроме языкового барьера, были и другие испытания — об этом позаботились организаторы проекта. К примеру, каждому в течение дня надо было соорудить в глухом лесу убежище и потом провести в нем ночь. Ребят снабдили сухим армейским пайком и самым необходимым. Они рыли землянки, сооружали шалаши из веток. Пищу разогревали на костре. Те, кому испытание показалось непосильным, могли вернуться в палаточный лагерь с сопровождающим. Но таких оказалось всего двое. Остальные, как они сами рассказали на следующий день, отлично провели время.

— Всю ночь просидели у костра, — говорит Ольга Пашук. — Разговаривали.

— О чем же говорили, не зная языка?

— Обо всем! — поддерживает подругу Ксюша Рудя. — Они такие интересные. Учили нас разным играм.

— Ничего, понимали друг друга,

— сказал свое веское слово Глеб Коркин. — Мы за пять дней так поднатаскались, что уже друг с другом заговариваем по-немецки.

— Наверное, выучили за это время больше слов, чем на уроках?

— Нет, просто закрепили знания, — политкорректно отвечает Рита Володина.

Мы встретились с участниками проекта на аэродроме РОСТО (ДОСААФ). Они томились в ожидании полета. Рядом стоял «под парами» АН-2. Поначалу и журналистам пообещали, что дадут полетать, но потом передумали. Оказалось, все не так просто. Надо, чтобы каждый пассажир был внесен в специальный список и страховку. Мы смирились — налетались в свое время на «кукурузниках». А вот немецкие подростки, которым ни с того ни с сего отказали в полете, пришли в уныние.

Откуда немцам знать, что АН-2 является самым безаварийным самолетом в мире?

Да, с виду досаафовская «аннушка» выглядит неказистой и очень подержанной. Но самолет прошел необходимый техосмотр — другой бы к полету не допустили.

— Он говорит, если дети покажут дома фотографии с аэродрома, родители могут предъявить претензии, что им разрешили летать на самолете, не внушающем доверия, — переводил одного из сопровождающих немецкой группы модератор Сергей Лапшин. (Забыла сказать, среди «Сильных людей» есть переводчики, правда, их всего двое на тридцать человек).

Совершеннолетним участникам повезло — им согласия родителей на полет не требуется, и они, довольные, погрузились на борт. Даже девчонки — все до одной смогли прокатиться на «кукурузнике». А троим немецким подросткам 18 еще не исполнилось…

Среди них — Кристиан Гроссе. Вообще-то парнишка по натуре оптимист. Бойкий и общительный, он в первые же дни стал любимчиком не только участников проекта, но и всего лагеря «Непоседы». И надо же было испортить ребенку настроение! Но у немцев все очень строго, и наши со своим уставом в чужой монастырь не лезут.

— Немцы очень осторожные люди, обстоятельные. Десять раз подумают, прежде чем принять решение, — говорит Елена. — Это наши всегда рады чему-то новому, необычному. У них своя система поощрений и наказаний. Мы не вмешиваемся. Работаем с теми детьми, что приходят на мероприятия.

А мероприятий столько, что у самих модераторов даже нет времени получше познакомиться с коллегами из Нижней Саксонии. С немецкими подростками приехали четверо сопровождающих.

— Планировалось, что будет пять, — по одному на двух подопечных, — уточнила Елена. — Видимо, потому что ребята в группе проблемные.

Хотя наши девчонки ничего такого в них не заметили. И даже успели, по их же словам, влюбиться в самого старшего в группе -20-летнего Патрика. Я тоже познакомилась с парнем. Он рассказал, что сейчас учится в институте, будет работать в международной компании, один из филиалов которой находится в России. Так что эта поездка была для него вдвойне интересной. Патрик сказал, что ему в нашей стране нравится. Только, обещали, что дадут прыгнуть с парашютом, а потом отказали. Парень был явно расстроен.

Но все эти досады, разочарования, небольшие обиды легко компенсируются новыми впечатлениями. Вот и Патрик, поговорив со мной, пошел к самолету (ему как совершеннолетнему повезло прокатиться). А вышел из него уже с улыбкой и, перекрикивая шум пропеллера, начал делиться впечатлениями с другими ребятами.

— Один из сопровождающих сказал интересную фразу, — оторвала меня от размышлений Елена. — Мы живем в век информационных технологий. И вместе с тем в век одиночества. Чаще разговариваем друг с другом через компьютер. Нам не хватает живого общения. А тут — такая возможность!

***
фото: Девушки — немецкие и наши — в восторге от полета;«Удачного полета!» — кричат немецкие подростки русским друзьям, которые первыми рискнули оторваться от земли;Дмитрий Потреба, директор лагеря «Непоседы» и Зилько Виттинг, руководитель немецкой группы;Кристиан тоскует о небе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта