Каждый мужчина должен служить
1 октября начался осенний призыв в ряды российской армии.
Скоро в деревнях Тюменской области, в квартирах жилых городских домов начнут справлять проводы. Родители будущих солдат будут волноваться, девушки и жены пообещают дождаться, а сами призывники еще в военкомате начнут считать дни до демобилизации. Но так ли все традиционно?
О призыве и призывниках мы говорим с военным комиссаром Тюменской области полковником Александром Моториным.
— Александр Александрович, расскажите о нововведениях нынешнего призыва.
— Серьезных нововведений нет. Как и прежде, мы принимаем здесь призывников, распределяем по воинским частям, предварительно переодев в форму. Кажется, в 2004 году было принято это мудрое решение — выдавать форму здесь, а не по прибытии в часть. Во-первых, стоит переодеть призывника, как он тут же подтягивается, уже чувствует себя военнослужащим и ведет себя соответствующе. А во-вторых, когда речь идет об осеннем призыве, то форма выполняет и практическую роль. На службу приходят разные ребята, есть из малообеспеченных семей. У них нет хорошей зимней одежды, а на улице уже, предположим, ноябрь-декабрь. Выдаем им форму и знаем, что они отправляются в часть тепло одетыми.
— Сколько в этом году призывников?
— Около четырех тысяч человек. Больше, чем в прошлом. Наряд на призывников увеличен, исходя из резерва. То есть, по официальным данным, на территории области живет около четырех тысяч молодых людей, которым пришло время идти в армию.
— Где ребята будут служить?
— У нас нет столько воинских частей, чтобы разместить 4000 призывников. Служить будут везде. И вблизи от дома, и на Дальнем Востоке, и в Севастополе… Хотя основная часть все же в Центральном военном округе, но и он огромный.
— А есть такие, кого надо оставить поближе к дому?
— Те, у кого есть ребенок. Раньше молодого человека, у которого есть ребенок, на службу не брали. Теперь — только тех, у кого двое детей. Но ситуации бывают разными. Представьте, юноша женился, в семье появился ребенок, а у жены от первого брака есть еще один. Надо такого парня призывать на службу? Фактически у него в семье двое детей. Конечно, надо такого парня отправить на службу поближе к дому. Или, например, такая ситуация: у призывника престарелые родители, нуждающиеся в опеке и заботе. Так что комплектовать части тюменского гарнизона мы тоже будем.
— Многие ли призывники стараются избежать службы?
— К сожалению, уклонисты есть. Порядка 1600 человек. Но большинство из них нельзя назвать злостными уклонистами. Например, если человек учится в вузе, он знает, что на время учебы ему положена отсрочка от армии. И получив повестку, не обращает на нее внимания. А он должен прийти в военкомат, пройти медкомиссию, которая решит, годен он для службы или нет, получить отсрочку. Но есть и 16 уклонистов, дела которых уже переданы в следственный комитет при прокуратуре.
— Что им грозит?
— Я бы хотел, чтобы им ничего не грозило, — после паузы говорит военный комиссар. — Хочется, чтобы люди шли служить сознательно, а не по принуждению. Но вообще-то статья в Уголовном кодексе, касающаяся уклонения от службы в армии, есть. Наказание — до двух лет лишения свободы. Согласитесь, проще год отслужить в армии. И вообще, я думаю, что каждому мужчине надо служить.
— Зачем?
— Чтобы закалить характер, научиться ухаживать за собой. Ведь как большинство юношей живут? Мама постель застелила, одежду постирала-погладила, обед приготовила. А здесь попробуй все сам — и форму свою в порядке держать, и место. К тому же армия — трудное испытание, которое проявляет личные качества человека. После службы проще работать в правоохранительных органах. А если вдруг на престижное место в какой-нибудь организации будут претендовать два молодых человека с высшим образованием, то предпочтение отдадут тому, кто уже прошел службу в армии.
— Когда на сборном пункте в военкомате появятся первые призывники?
— 16 октября. Три месяца — до конца декабря — длится осенний призыв. Это трудное время для работников военкомата, ведь сборный пункт работает круглосуточно. 100-120 человек проходят через него ежедневно. И каждого надо оформить, накормить, одеть.
***
фото: Александр Моторин