Дон Кихот Горбатиков
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/346147.jpg)
Нашего Дон Кихота-2010, детского кардиохирурга областной больницы, доктора медицинских наук Кирилла Горбатикова мы ждали в пятницу. Приготовили для него диплом, букет и теплые слова.
Но он смог добраться до нас только в понедельник вечером. Как говорит сам Кирилл Викторович, «ездил рожать мальчика». Еще в утробе матери врачи поставили малышу диагноз — порок сердца.
— Роды прошли хорошо. Порок оказался не таким страшным, как думали. Так что прооперируем малыша чуть позже, в плановом порядке, — рассказал Горбатиков почти с порога.
… О профессии кардиохирурга Кирилл Викторович мечтал. Точнее, сначала он мечтал стать ихтиологом.
— Не давали покоя лавры Кусто, — улыбается он. — В детстве все книги его прочел, рыбок разводил, биологию любил. Но чтобы стать ихтиологом, надо было ехать учиться в Ленинград, а родители были против. И отец, понимая, что нажимом делу не поможешь, подсунул мне опубликованные в «Роман-газете» дневники одного из первых в России кардиохирургов Николая Амосова «Мысли и сердце».
Эти дневники привели в сердечно-сосудистую хирургию многих выдающихся врачей. Вдохновили и его.
— Вы помните свою первую операцию?
— Конечно. 1991 год. Это был ребенок двух с небольшим лет. Операция, которая ему была нужна, достаточно проста, но таила в себе ряд неожиданностей. Да и вообще, простых операций нет, есть только сложные.
— Очень боялись?
— Долго зубами лязгал, да. Но это тот вид страха, который заставляет сконцентрироваться. Если хирург перестанет бояться, волноваться, то ему надо уходить из профессии. Если он перед операцией спокоен, значит, пациент для него — не живой человек, а просто интересный клинический случай.
— Что чувствуешь, когда «держишь» в руках человеческое, тем более детское сердце?
— Ответственность, собранность. Нужен максимальный контроль над своими движениями.
— Сколько операций вы провели?
— Всего? — удивляется Горбатиков.
— Ну, да. Хирурги их разве не считают?
— Только молодые. Скажу, что после третьей тысячи я перестал считать. Сейчас в год провожу около 150 операций.
— Что вы делаете за пять минут до начала?
— Надеваю перчатки, сначала левую. Говорю про себя: «Твоя воля, господи!» И иду работать.
***
фото: Дон Кихот «Тюменского курьера» Кирилл Горбатиков