X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Неужели «синдром заложников»?

В психологии существует такое понятие: «стокгольмский синдром». Когда заложники начинают симпатизировать террористам и оправдывать их. Ситуация с обманутыми дольщиками долгостроя на углу улиц Ленина — Кирова напоминает этот парадокс.

История настолько же старая, насколько и запутанная. Началась она более двенадцати лет назад, когда строительная компания «САиД и К» выиграла на торгах право застройки участка в центре Тюмени. Участок был с бременем — прежде чем строить новый дом, нужно было расселить жителей развалюх. Расселение, как всегда, затянулось: как только появляется перспектива улучшить жилищные условия, аппетиты у хозяев самых захудалых лачуг возрастают безмерно. Но у «САиДа» деньги были, поэтому новые квартиры купили всем.

Проект разноуровневого дома был готов, часть квартир и офисных помещений распродали по договорам долевого участия. И тут случился… дефолт.

— Стоимость стройматериалов выросла в несколько раз, — объяснял позже директор «САиДа» Станислав Пасичник. — Приняли решение увеличить этажность дома, чтобы за счет дополнительных квартир закрыть образовавшиеся бреши.

Возможно, это решение и можно было бы счесть за соломоново, если бы застройщик все сделал, как положено: провел экспертизу фундамента в связи с повышающейся нагрузкой на него (как-никак вместо трех-пятиэтажного дом вырос до десяти-двенадцатиэтажного), оформил другие разрешительные документы на изменение проекта. А самое главное, если бы он достроил дом в запланированные сроки. Но документы оформлялись постфактум, сроки сдачи оттягивались, контролирующие органы выписывали штрафы, а дом продолжал расти.

Параллельно компания взялась за строительство еще одной гигантской многоэтажки — на Смоленской — Камышинской. Опять же не на собственные средства, а с участием частных инвесторов. И явно переоценила свои силы. Этот дом также попал в черный список долгостроев.

Несмотря на затянувшееся строительство, доверчивые тюменцы и гости города продолжали покупать квартиры в будущих престижных домах. Среди дольщиков дома на Ленина — Кирова есть те, кто купил доли через десять лет после начала строительства — у тех, кто устал ждать своей новой квартиры.

Возможно, так бы и шло дальше: практически готовый дом (степень готовности — около 90%) на одной из главных улиц Тюмени — хорошая наживка для желающих приобрести недвижимость в областном центре. Никому ведь не придет в голову, что здание, возведенное с нарушением закона, находится под угрозой сноса. Да и название кампании-застройщика уже не «СаиД и К», а «Континент». Попробуй, разберись!

К тому же, нужно один раз поговорить со Станиславом Пасичником, чтобы понять, каким даром убеждения обладает этот человек. Он говорит, что все готово, дом на стадии ввода, осталось утрясти последние формальности. И, если бы не то же самое он говорил год назад, можно легко поверить в его обещания!

Земля стала уходить из-под ног Пасичника, когда один из дольщиков — Александр Латышев — подал в суд. Он приобрел офисное помещение в новостройке, куда планировал перевести свою компанию. Офис находится на нижнем этаже, и, по мнению Александра, подвергается опасности после заселения (если таковое случится) быть похороненным под обломками дома.

— Нет гарантии, что фундамент выдержит повышенную этажность, — говорит Латышев.

Еще один мотив для иска: за десять лет ожидания частный инвестор понес убытки на аренду помещения. Суд вынес решение в пользу дольщика, обязав застройщика выплатить ему сумму неустойки. Как ни странно, этот факт не подвиг других дольщиков на аналогичные иски. Напротив, настроил их. против Латышева!

Теперь именно его, даже больше чем Пасичника, они склонны винить в своих бедах! Его, да еще журналистов, которые «выносят сор из избы», привлекая внимание к скандальному объекту.

— Но ведь Александр Латышев подал в суд только в 2008 году, — пыталась я понять логику дольщиков на одном из общих собраний, которые они проводят каждые две недели. — До этого дом десять лет строился. или не строился. В этом тоже Латышев виноват? Или журналисты?

Но еще больше удивляет тот факт, что людям даже плевать на надежность фундамента. Они считают, что проведение экспертизы — лишь еще одна палка в колеса застройщику. Латышев, невольно оказавшийся по другую сторону баррикад, объясняет такое отношение тем, что большинство из этих людей не планирует жить в доме, построенном с такими проблемами. Но повышенное внимание к нему мешает перепродать доли, оставляя их в заложниках у недобросовестного застройщика.

Что касается публикаций в газетах, то не они привлекли внимание общественности, а, скорее, были вызваны этим вниманием. В «Тюменский курьер» приходили или писали жильцы соседних домов: разросшаяся новостройка вышла за границы отведенного под нее участка. У жителей пятиэтажек не осталось даже намека на дворовую территорию. Нет тут и места под парковку автомобилей сотрудников компаний и клиентов.

Сказало свое слово в этой истории и правительство области: при главном управлении строительства создали рабочую группу, которая должна «разрулить» ситуацию. Нужно, в конце концов, решить: приводить дом в соответствие с первоначальным проектом или давать добро на завершение строительства в его нынешнем виде? Недостроенное здание ведь имеет способность разрушаться.

По закону, такое решение нельзя принять без публичных слушаний. Значит, необходимо ускорить их проведение.

Что касается журналистов, можно было бы, как просят заложники долгостроя, закрыть глаза на этот объект. Если бы не одно «но»: равнодушие к проблеме усугубляет ее. Где гарантия, что список обманутых дольщиков не будет расти? Достаточно сказать, что в подземной парковке, которую обещает застройщик собственникам квартир и офисов на ул. Ленина — Кирова, места продают уже от лица совсем другой фирмы.

***
фото: Долгострой вылез за отведенный под него участок

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта