Души стремительный полет
Я принадлежу к довольно давнему поколению слушателей классической музыки.
К тем, для кого Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс — не просто история. К тем, кто в этом же зале Тюменской филармонии, только зале прежнем, до нынешней блистательной реконструкции, слушал Владимира Крайнева, Николая Петрова, Наума Штаркмана. Но наступил новый век, и пришло к нам новое поколение русской исполнительской школы.
Яркие представители этого поколения (пока воздержимся от определения — ярчайшие, хотя вопящие от восторга зрители первого дня фестиваля могли бы согласиться и с этим) — на снимках. Хорошо знакомый нам Денис Мацуев (это его спина — в центре полосы) принадлежит, думается, к старшему поколению молодых. Ему 35 лет. Он победитель XI конкурса имени Чайковского. Он имеет персональный абонемент в Московской филармонии, москвичи записываются «на Мацуева». В родном Иркутске он организовал фестиваль «Звезды на Байкале». А с 2005 года Мацуев — арт-директор фестиваля «Crescendo», который наконец-то добрался и до нашего города.
В день открытия фестиваля пианист Мацуев с Новосибирским симфоническим оркестром исполнял «Рапсодию на тему Паганини». Вокруг меня в зале сидели знакомые музыканты, и я видел и слышал, как они неистовствовали, когда отзвучал последний аккорд и дирижер опустил палочку. Конечно, музыка сама по себе рождает эстетическое чувство. Но есть у Мацуева еще и блеск, даже шик исполнения. Стремительное движение его пальцев к клавишам, миг касания — и опять руки пианиста взмывают вверх с клавиатуры, как истребитель с палубы авианосца…
Алексей Огринчук и его гобой. Гобоисту 32 года, он в качестве солиста выступает почти два десятка лет. Обладатель целого ряда наград на конкурсах гобоистов. В 2002 году получил самую высокую музыкальную награду Франции — «Виктуар де ля мюзик». Огринчук играл с оркестром концерт Моцарта для гобоя. Ни Огринчук, ни тем более Моцарт не нуждаются в моих оценках. Хотел бы лишь отметить изящество и артистизм музыканта. Его пластичные движения напоминали зачаровывавшие действия восточного факира, вызывающего на свет из тесного кувшина гибкую и опасную кобру. Думалось, вот так голос гобоя открывает и раскрепощает воображение, томящееся в глубине нашей души.
Мой рассказ был бы не полон, если не сказать о самом молодом из талантов, которых в этот вечер явил фестиваль на сцене большого зала филармонии. Это Сергей Смбатян, 23-летний дирижер из Армении. Мне казалось, что на каждой странице лежащей передним партитуры написано: быстро! быстрее! еще быстрее.
И уже никто не удивился, когда во время исполнения симфонии Антонина Дворжака «Из Нового света» у одной из первых скрипок лопнула струна. Скрипачке откуда-то из задних рядов передали другой инструмент, концерт продолжался.
… Как вы понимаете, за судьбу русской исполнительской школы теперь можно быть спокойным.
***
фото: Алексей Огринчук;Алексей Огринчук;Алексей Огринчук;Сергей Смбатян и Денис Мацуев