Это так здорово — впервые выйти, но сцену!
— Не фотографируйте меня в коляске… Все подумают, что я не могу ходить, а я хорошо хожу! — вскочил с инвалидного кресла 14-летний Евгений Шиморин.
Он играет главную роль в постановке по мотивам произведения Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» . Инвалидная коляска — это всего лишь реквизит.
Евгений — самый молодой актер любительского театра Калининской окружной организации инвалидов «Мы из будущего». Труппа состоит из пяти человек. До этого они не участвовали в каких-либо конкурсах. Их дебют состоялся на сцене концертного зала Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Любительский театр принял участие в первом фестивале молодежного творчества «Вдохновение».
Ребята стараются не показывать волнения: смеются и шутят за кулисами.
— Мы вторые! Готовьтесь, — бодрым голосом скомандовал режиссер постановки Григорий Якимов.
Талантливый и просто очень хороший человек. Так о нем говорят актеры.
— Специально для постановки купили свежую рыбу. Я играю рыбака, — засмеялся Сергей Майстренко.
Эти люди вовсе не похожи на актеров драмы. Но, по мнению Григория, они могут работать в любом жанре. Якимов называет их «особенными людьми». Он, студент пятого курса академии культуры, искусств и социальных технологий, на протяжении полугода преподает инвалидам основы актерского мастерства. Вместе с ребятами придумывает костюмы и декорации. Помогает им свободно чувствовать себя на сцене.
После работы с режиссером Евгений Шиморин даже захотел поступать после школы в академию, где учится его режиссер. Работа в театральной студии поможет ему на вступительных экзаменах.
… И вот труппа готовится к выходу. Открывается занавес. Яркий прожектор освещает актера Алексея Меренкова в рваном пиджаке и грязной тельняшке. Он — капитан, который любит пить ром из бутылки и курить трубку. Алексей выпил глоток крепкого напитка и произнес пьяным голосом:
— Чайки не должны летать — они должны есть!
Так привыкли думать в семье рыбаков. Чайки ловят рыбу, чтобы выживать. Они не должны летать высоко и наслаждаться по летом. А рыбаки каждый день закидывают сети в море. Это их ремесло. Рыбаки продают улов и кормятся рыбой.
Только Джонатан не хочет принимать этих устоев. Маленький мальчик не умеет ходить. Всю жизнь Джонатан хотел научиться танцевать, но родители не позволяют ему даже думать об этом. Упрямый Джонатан пытается встать с коляски и. падает на сцену. В зале наступает тишина. Гаснет свет.
Историю ожидал хороший конец. В гости к семье рыбаков пришла красивая девушка. Она подала руку Джонатану и помогла ему сделать несколько шагов. Родители мальчика безмолвно смотрели на них. Зал наполнился овациями.
… Григорий Якимов неспроста взял за основу постановки повесть-притчу Ричарда Баха. Люди с ограниченными физическими возможностями часто не встречают понимания в обществе, стесняются себя и опускают руки. А образ Джонатана показывает, что в жизни возможно все. Нужно только верить в свои силы. Актеры из организации инвалидов делают это каждый день.
Ребята волновались, забывали слова, иногда говорили очень тихо. Григорий сидел в зале рядом со звукорежиссером. Когда Евгений долго молчал, он проговаривал шепотом:
— Ну, Женя.
И Женя, конечно, собирался с мыслями и произносил свой текст. Ему не всегда удавалось скрыть волнение. Особенно это было заметно зрителям первого ряда. Тревога отражалась в его глазах.
Занавес закрылся. Аплодисменты не утихали.
***
фото: Евгений Шиморин вжился в роль Джонатана Ливингстона;Алексей Меренков — капитан, который любил пить ром;Григорий Якимов перед выходом на сцену не разговаривал с актерами о спектакле: шутил и подбадривал (на фотографии он с актером Сергеем Майстренко)