Телефон «02» не бывает занят
Набрав номер «02», вы никогда не услышите коротких гудков — это линия не бывает занята. Если один диспетчер не может ответить, вызов автоматически перейдет к другому, и так до тех пор, пока в трубке не раздастся женский голос: «Здравствуйте, милиция слушает вас».
В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Правда, устраивать такие проверки без особой надобности не стоит, однако понимают это далеко не все.
— … Что, извините? — отвечает на очередной звонок диспетчер Ирина Кирпичникова. И нажимает кнопку громкой связи на телефонном аппарате.
— Я первый раз вам звоню, — слышится приглушенный голос (судя по всему, бабушка). — Это эксперимент, доченьки. Телефон у меня новый — вот и проверяю, как «02» работает.
— Ну и как эксперимент? — улыбаясь, качает головой Ирина.
— Хорошо, доченьки, спасибо вам большое!
Девушки-диспетчеры прячут лица в ладони, сдавленно смеются. Все телефоны, словно по заказу, замолкают.
— А вот так у нас бывает очень редко, — говорит Алена Хребтова, с недоверием посматривая на свой телефон.
Обычно за сутки диспетчерам приходится принимать до шестисот звонков — это в обычный день. В выходные и праздники — не в пример больше. За смену, которая выпала на Новый год, рассказывают девушки, набралось и вовсе больше тысячи вызовов. А еще телефон « 02» пользуется большой популярностью… во время новолуния и полнолуния.
— Мы уже помним номера тех, кто нам в эти дни звонит, — говорит Ирина. — Это те, у кого начинается обострение психических заболеваний. Ну, вот они и ищут собеседников. Тоже экспериментируют.
Иногда эксперименты бывают не совсем безобидные: в «лучшем» случае, девушкам придется выслушать в свой адрес много чего неприятного (они отмахиваются: говорят, что привыкли), а в худшем — человек выдумает какое-нибудь несуществующее происшествие, на которое придется выезжать дежурному экипажу милиции.
КРИМИНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ГОРОДА
Насмотревшись мультсериала «Охотники за привидениями», класса до шестого я представляла себе работу службы «02» примерно так: милиционеров пять в полной готовности (желательно, чтобы у каждого — по два автомата) с нетерпением смотрят на телефон. И когда раздается заветный звонок, они, перехватывая друг у друга трубку, записывают адрес и ныряют в уже заведенный автомобиль. На смену им приходит другая группа милиционеров.
— Как ни странно, в обществе бытует такое представление, и не только среди детей, — улыбается диспетчер Елена Ситникова. — Например, позвонят нам, мы вызов примем. А минут через десять с того же номера перезванивают и ругаются: «Почему это вы трубку снимаете? Вы же выехать давно уже должны были!»
А девушки-диспетчеры никуда, конечно, не выезжают. Диспетчерская дежурной части закрыта в течение всей смены на две двери — чтобы обеспечить звукоизоляцию и секретность информации. Приняв вызов по одному аппарату, диспетчер по другому сразу же передает его в отдел милиции, который отвечает за безопасность того района, откуда поступила просьба о помощи.
Кстати, диспетчеры наизусть знают самые беспокойные улицы, где постоянно что-нибудь да случается.
— Бывает, после смены поедешь домой, а сам по дороге высматриваешь те адреса, по каким за смену вызовы были: здесь подрались, здесь у прохожего телефон украли, а там — машину пытались угнать, — рассказывает Ирина Кирпичникова.
БЕДА, УВЫ, СМЕНЯЕТСЯ БЕДОЙ
Ирина работает в службе «02» пять лет. Вспоминает, что поначалу было очень сложно: каждый вызов принимала близко к сердцу. Случалось, что и ночами снилось то, о чем наслушаешься за день. Однако со временем пришло понимание, что работать здесь так нельзя, — нужно не «цепляться» за один единственный звонок, а концентрироваться на каждом новом.
Принял вызов, передал его по инстанции — и все, как с чистого листа: должен быть готов помочь другому человеку.
За каждым вызовом — человеческая история: бывает, что и смешная, и неказистая, но чаще всего — трагическая, страшная.
Не проходит и пяти минут, как лицо кого-нибудь из девушек омрачается: диспетчер разговаривает сразу по двум телефонам, чтобы не терять времени. В одну трубку спрашивает адрес, в другую — этот адрес диктует.
— Ждите, к вам уже выехали! — Мария Ямщикова, задумавшись, кладет обе трубки.
Девушки не переспрашивают друг у друга о каждом звонке — узнать обо всем просто не хватит времени.
Проникающее ранение; человек выпал из окна; драка с летальным исходом; ушел и не вернулся домой. И так с утра и до утра.
— Иногда, кажется, что мир сошел с ума, — говорит Алена. — Страшно после смены выходить в город. А выйдешь, посмотришь по сторонам и понимаешь: вот они, люди, — улыбаются, шутят, смеются. Все спокойно. Это просто у нас здесь так.
ГДЕ НАХОДИТСЯ «ОТРРЕЗВЛЯТОРР»?
— Что значит «отжали»? — переспрашивает в трубку Елена Ситникова. — Хорошо, оставайтесь на месте, экипаж к вам подъедет.
Елена записывает в журнал вызов, гадая, как можно перевести на литературный язык слово «отжали». Общими усилиями мы пришли к выводу, что, скорее всего, телефон у позвонившего мужчины украли.
— Правда, он говорит, что у него якобы еще и квартиру обокрали. Но сам он почему-то сейчас звонит из магазина, который в двух кварталах от его дома, — разводит руками Ситникова.
Да, не всегда на том конце провода умеют внятно изложить то, что произошло. Причина банальна — алкогольное опьянение. Диспетчеру и пары секунд хватает, чтобы отличить вменяемого человека от не вполне адекватного.
— Один раз нам позвонил нетрезвый мужчина и так деловито поинтересовался: «А где у нас находится отрезвлятор?» — рассказывает Ирина.
Но таких сознательных граждан — единицы. Большинство — слабо осознают, чем может обернуться для них и тех, кто окажется поблизости, чрезмерное употребление алкоголя.
— Праздников мы вообще ждем со страхом, — делится Алена Хребтова. — К сожалению, не умеют наши люди себя ограничивать.
Любая из девушек может вспомнить случай, который кончился или мог бы кончиться трагично — и все из-за пьянки.
Больше всего запоминаются детские истории.
— Утром первого января нам позвонил мужчина и сказал, что его жена из гостей возвратилась с одним ребенком, хотя уезжала с двумя, — вспоминает Алена. — Мама была, конечно, нетрезвая. Говорит, что ребенка могла забыть в такси, только ни номера машины, ни даже марки она назвать не может. Хорошо, что спустя час нам позвонил сам таксист: он собирался загнать машину в гараж на три(!) дня и совершенно случайно заметил на заднем сидении забившегося в угол перепуганного ребенка. Страшно представить, что случилось бы, не заметь он его!
МИР НЕ ВЕСЬ СОШЕЛ С УМА
… Спустя несколько часов дежурства в диспетчерской «02», действительно, становится немного не по себе.
Масла в огонь подлил не на шутку активизировавшийся Иванов (жалко, нельзя назвать его настоящую фамилию — а она у него очень колоритная), у которого где-то в районе Зареки некто неизвестный «отжал» телефон. За несколько часов он успел поговорить со всеми диспетчерами. Каждый раз звонок поступал с нового телефона: Иванов стремительно перемещался из одного магазина в другой, чем окончательно запутал сотрудников милиции, которым приходилось по его следам забегать в каждый киоск, встречавшийся по пути.
— Если он еще раз позвонит, скажите, чтобы он, наконец, остановился! — прошелестела рация в руках помощника оперативного дежурного Сергея Нецветая, который передает из диспетчерской ориентировки по подразделениям милиции. — Подождите, видим его!
Сергей несколько минут напряженно вслушивается в треск и шум рации, потом облегченно вздыхает:
— Все — встреча с Ивановым состоялась! Теперь будут брать показания: кто у него мог телефон «отжать», ну, то есть украсть, — говорит Сергей.
Хотя может быть и такое, что он сам его кому-то отдал. И вспомнит это, скорее всего, только утром, когда протрезвеет.
Первое время после того, как вышли из здания ГУВД, мы с опаской оглядывались на редких ночных прохожих, готовые при случае сразу же позвонить своим новым знакомым — в диспетчерскую службу «02». Однако повода никто так и не дал. Может быть, Иванов в эту ночь был самым «злостным» нарушителем спокойствия — и теперь город может вздохнуть спокойно? Хорошо бы.
***
фото: Ирина Кирпичникова;Мария Ямщикова;Диспетчерская служба «02» в областном ГУВД: Елена Ситникова и Алена Хребтова;Сергей Нецветай