Приоткрылся «коридор времени»
В воскресенье в сквере Губкина плечом к плечу стояли курсанты городских военно-патриотических объединений и древние воины. Здесь открылся Всероссийский военно-патриотический фестиваль «Димитриевская суббота».
У названия фестиваля — глубокие корни. Они уходят в 1380 год, когда Дмитрий Донской, одержав трудную и кровопролитную победу на Куликовом поле, по совету Сергия Радонежского установил — совершать поминовение солдат, погибших на поле брани, ежегодно накануне дня памяти своего небесного покровителя святого Дмитрия Солунского.
Отсюда и объяснение тому, что на площади делают древние ратники. Это клубы исторической реконструкции, которые открывают «Димитриевскую субботу» фестивалем «Огненные версты».
Все выходные в областном центре «Аванпост» шли личные и командные отборочные поединки и мастер-классы, а в воскресенье в сквере сошлись в финальном бою сборная Тюмени и Екатеринбурга и ялуторовский клуб «Вольный острог».
«Острожан» немного, всего пять человек. Но в своих шлемах и латах они кажутся такими большими, будто занимают весь сквер. Руководитель ялуторовского клуба — Тимофей Зайкин. Из-за шлема, который закрывает почти все лицо, Тимофею тяжело разговаривать. Но все, же он рассказывает:
— Клуб наш — молодой, ему всего полтора года. Мы принимали участие в реконструкции битвы «Ледовое побоище». Я сделал десять шлемов, плечи, латы. Многие железные вещи, например, кирасу, которая сейчас на мне, приходится заказывать, потому что у нас нет своей кузницы.
Пока участники облачаются в латы перед сражением, зрители успевают:
— Слушай, парень, давай сфотографируемся! Сын, иди сюда, к воину!
«Парни» не против, фотографируются со всеми, даже разрешают примерить что-нибудь из снаряжения. Мне досталась железная рукавица, застегивающаяся на кожаные ремни. Тяжелая вещь! Согнуть в ней пальцы в кулак очень сложно, зато в бою защищает! А если сломался меч или топорик и приходится идти в рукопашную, то и вместо оружия сослужит.
Это я поняла уже потом, когда на первой «огненной версте» в 1380 году на Куликовом поле (а на наш счет — в 2010-м, в самом конце центральной аллеи сквера Губкина) разыгрались нешуточные баталии. Правда, зеркало, отражающее прошлое, захватило для нас лишь десятерых воинов. (Полностью реконструировать события 1380 года невозможно: сегодня для этого не хватит народу, да и сквер маловат.)
Но и десять человек устроили такую битву, что щепки летели, а на железной кирасе одного из воинов осталась огромная вмятина.
То, что это все-таки игра, становится понятно, когда через пять минут после боя противники обнимаются и шутят, осматривая друг друга. Ищут оружие: «Люди, топорик ни в кого не прилетал»?
Несмотря на внушительность и эффектность «Вольного острога», победу в поединке одержала сборная Тюмени и Екатеринбурга.
Отметим и остальные номинации фестиваля. Лучший исторический костюм — у Владимира Гришина (клуб «Сингоку дзидай»). Правда, костюм японского самурая плохо вяжется с темой «Димитриевской субботы», зато на Владимира, расхаживающего по скверу в кропотливо сделанном наряде, любовались все прохожие.
В номинации «Фехтование, классика» первое место досталось Александру Савочкину («Уральский комитет реконструкции и фехтования»), в другой — «Историческое фехтование, полная зона» — победил Александр Терелецкий («Ушкуйная дружина»). А среди лучников не было равных Федору Коробцову из клуба «Камелот».
Фестиваль «Огненные версты» начал большой комплекс мероприятий «Димитриевской субботы». Впереди — фестиваль патриотической песни, акция «Свеча», митинги , возложение цветов у Вечного огня.
***
фото: Матвей Зайкин и Вячеслав Разин из клуба «Вольный острог»;Битва;Владимир Гришин и его помощница Кира