X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кто слышал о 140-м ОБС*?

«Охота за тенью» — совместный проект «Тюменского курьера» с районными и городскими газетами Тюменской области

Выпуск 46-й

Закончилось лето, но архивный том 603-ж, самый большой в фонде N 3894, все не заканчивается. Карточки, карточки, карточки. Имена и фамилии, номера полков, номера лагерей, горькие уточнения «wo und wann gefangen» (где и когда пленен) — это все эхо прошедшей войны, которое мы держим в ладонях и пытаемся с помощью «Тюменского курьера» и еще двадцати трех городских и районных газет юга области донести до тех, кто и спустя семь десятков лет после начала войны все еще ждет и надеется… Пусть не увидеть, но хотя бы услышать «wo und wann», где и I когда, завершил свой жизненный путь родной человек. Годы идут, сегодня поиск пропавших без вести, в том числе и в фашистском плену, солдат уже ведут не дети, а внуки.

«… В редакции газеты «Армизонский вестник» мне попали на глаза ваши книги «Запрещенные солдаты», которые вы подарили главному редактору Мелешко. Я их проштудировал, узнал кое-что интересное для себя», — пишет Александр Стафеев, внук солдата Александра Сергеевича Сидоренко, 1899 года рождения. Уроженец деревни Даньково Армизонского района пропал без вести в марте 1944 года. Ни книга учета Армизонского РВК, ни Подольский архив ЦАМО сведений об Александре Сидоренко из деревни Даньково не имеет. Равно как не имеет данных и о сыне — Федоре Сидоренко.

18-летний Федор был призван в сентябре 1941 года. Сперва, по словам Александра-младшего, учился в Барабинске «на летчика», но на фронт в январе 1942 года ушел в составе 140-го батальона лыжников-связистов — 15 суток поездом, и еще 400 километров на лыжах. Так, помнится родным, писал Федор с фронта. Было от него три письма. И на этом связь оборвалась.

«… Мы с матерью писали в город Велиж, — продолжает историю своей семьи Александр Стафеев. — Директор местного музея пояснила, что бои за Смоленскую область были тяжелейшие. Погибло более 50 тысяч солдат. И что в списках, погибших за город такой фамилии — Сидоренко — не имеется. Пропал солдат и все. Мы еще писали в разные места, кто-то что-то слышал про батальон связистов, некоторые ветераны прошли тем же путем, что и Федор, но никто не встречался с нашим солдатом. Может быть, вы что-то знаете?»

Александр Стафеев повторяет: «Сидоренко Ф.А., рядовой, 140-й ОЛБ, 2-я рота, 4-я Ударная армия, Калининский фронт.

В книге «Память», том 5, стр. 180, оба Сидоренко — Александр Сергеевич и Федор Александрович, стоят рядом. И информация одинаковая: «погиб в марте 1944 года». Хотя ОБД «Мемориал» утверждает иное — оба Сидоренко пропали без вести. Ну, о многочисленных ошибках в книге «Память» мы уже столько писали, что повторяться не хочется. Но вот что важно: в семье считают, что Александр Сидоренко родился в 1899 году, а в книге и в «Мемориале» указан год рождения 1909-й. Что тоже вызывает сомнение: год рождения сына -1923-й. Между тем, жену одного и мать другого зовут одинаково -Надежда Савельевна.

Кроме того, в «Именном списке безвозвратных потерь Армизонского РВК», который выставлен на сайте ОБД «Мемориал», много исправлений. С помощью сильной лупы удалось прочесть, что первоначальная запись о Федоре Сидоренко — «пропал без вести в декабре 1943 года». Это уже согласуется с его участием в боях в Смоленской области, которая была освобождена 25 сентября 1943 года. Проблему «сентябрь-декабрь» объяснить просто. Потрепанные в наступательных сражениях дивизии отводили на отдых, и штабы начинали приводить в порядок документы. Отсутствующих «списывали» задним числом. Случалось, мы об этом писали в третьем томе «Запрещенных солдат» (стр. 134), даже «хоронили», указывая точное время и место.

«… Вдруг вам что-то будет известно, — обращается в редакцию внук и племянник пропавших без вести Александра и Федора Сидоренко, — напишите. Мать моя умерла в 2008 году. В нашей районной газете я по просьбе матери написал о деде и дяде. Статью, конечно, урезали, но просьбу я выполнил. Из ваших книг я узнал много о земляках из деревень Орлово, Даньково, Бурлаки, Няшино, Забошное. Родню «запрещенных солдат» трудно найти, почти никого нет — кто умер, кто уехал. Но все равно, большое вам спасибо за ваш титанический труд».

Спасибо Александру Стафееву на добром слове. Спасибо ему и многим другим внукам советских солдат, которые не только хранят память о них, но и кропотливо собирают семейные истории, без которых, даже отрывочных, не может быть полна и достоверна история Отечества.

* ОБС — отдельный батальон связи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта