X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Земля ленивых не любит

— Как это так — делать репортаж о натуральном хозяйстве и не попробовать того, что мы выращиваем и производим? — удивляется Алма Жанабекова, выставляя на стол тарелки с капустно-свекольным салатом, блюдо с вареной бараниной, творог и еще баурсаки.

Баурсаки — это такое казахское национальное блюдо — булочки из сдобного теста. Есть их можно с чем угодно: с медом, молоком, или вот — с мясом.

— А вообще, перед тем, как вести дела с человеком, его нужно всегда сначала накормить и посмотреть, как он ест. Если с удовольствием — значит, с добром к тебе пришел. Если без аппетита, то не доверяет тебе… Это меня мама научила, — рассказывает Алма.

А еще мама научила Алму, ее братьев и сестер с любовью относиться к земле, которая дает пропитание.

— Мы же все в деревне родились, в Кулаково, — присаживается к столу Есмкан Жантасов, брат Алмы и директор фермерского хозяйства «Поиск». — Например, у меня первая запись в трудовой книжке была — «пастух». После школы я хотел в ТВВИКУ поступать, но отец сказал: «Нужно работать — чтобы младших поднимать».

С тех пор Есмкан Искакович и работает. Все «младшие» давно повзрослели, встали на ноги и присоединились к старшему брату — помогают ему вести большое хозяйство в селе Луговом, которое со временем разрослось почти до сотни гектаров, нескольких конюшен и коровников.

… Мы выходим из столовой, которая находится рядом с приемной « Поиска» в двухэтажном здании, и садимся в большую машину Жантасова.

— По-другому сейчас к складам и полям подобраться трудно, — улыбается он, перешагивая через лужи. — Вот на днях погода была отличная. Мы думали: пока солнышко, успеем всю оставшуюся морковь убрать. В дождь комбайны ведь работать не могут — земля сырая и вязкая.

Поэтому в такую — неполевую погоду занимаются сортировкой урожая вручную: отбирают нестандарт и обирают ботву. Производство в «Поиске» практически безотходное — то, что остается от овощей, идет на корм коровам и баранам. А морковку очень любят лошади — и нестандартную в том числе. Полям от фермерской живности, в свою очередь, — тоже большая польза: удобрения.

— Мы стараемся не пользоваться ядохимикатами, — рассказывает Емскан Искакович. — Например, овес и пшеницу выращиваем вовсе без удобрений — все это идет на корм нашим животным.

А вот морковь, свекла, капуста, картофель, мясо и молоко — идет на продажу. «Поиск» поставляет продукцию на Боровской мясокомбинат и молокозавод, обеспечивает натуральными продуктами колонии. Например, с 19-й колонией сотрудничает уже несколько лет.

Приезжают на ферму и частные покупатели — за одиннадцать лет, что существует хозяйство, оно успело заручиться их доверием.

… Проезжаем мимо полей, больших складов. С каждым работником, кто встречается по дороге, через открытое окно автомобиля Жантасов успевает обсудить насущные вопросы: нужно вывезти ботву моркови, помыть доильное оборудование… Работа не останавливается ни на минуту.

— К сожалению, коров посмотреть не сможем — они все на выпасе, да и в запасе у меня не так много времени — минут десять еще, — говорит Жантасов. — Давайте на конюшню съездим!

Если бы мы начали нашу экскурсию по хозяйству именно с конюшни, боюсь: ни морковки, ни полей мы бы не увидели. Если овощи и коровы — это, хоть и любимая, но работа, то лошади — отдых для души и пожизненная страсть Есмкана Искаковича. В их семье даже легенда есть: отец рассказывал, что маленького Есмкана он посадил на коня, когда тому было всего два года. Посадил и погнал коня в Туру — и тот переплыл всю речку. И надо же — ребенок удержался, не упал!

Была бы его воля, он никогда бы со спины коня и не спускался. Заходим в конюшню, и Жантасов напрочь забывает об отведенных десяти минутах.

— Есть ли самый любимый конь? — спрашиваю, заранее предвидя ответ.

— Да они все мои любимые! — восклицает фермер, подходя то к одному стойлу, то к другому. — Историю каждой лошади могу рассказать. Вот Дивизия, там — Султан, Капля, Балтика, Валет.

— А давайте Импортного покажем, — обращается к Жантасову конюх Сергей Гак, подходя к нам.

И они вывели из стойла в коридор конюшни племенного орловского жеребца Импортного, а потом другого, и третьего.

Здесь все болеют лошадьми, говорит фермер, иначе нельзя -лошадь всегда чувствует, кто к ней искренне относится. Кроме ветеринара Натальи Араповой и двух конюхов, в конюшню приходят студенты сельхозакадемии — помогать ухаживать за лошадьми. Например, студентка пятого курса Ира Лисаник проводит здесь большую часть свободного времени. После окончания учебы хочет остаться на ферме работать.

— А еще у нас много детей занимается в конной секции, — рассказывает Жантасов. — Мы и сеансы иппотерапии проводим.

С сожалением выходим из конюшни. По дороге успеваем забежать в каптерку, где хранится конное снаряжение, — вдохнуть вкусный запах кожи, дегтя и рыбьего жира, которым обычно смазывают седла.

Возвращаемся к офису, по дороге встречаем пастуха Леонида, который верхом едет на обед, проезжаем мимо фермы, где доят коров.

— Наверное, трудно содержать такое хозяйство?

— Трудности есть везде, — отвечает Жантасов. — Главное, не надеяться, что все сделается само собой. Не будешь лениться — все обязательно получится!

***
фото: В конюшню Есмкан Жантасов заходит по нескольку раз в день — отдохнуть душой;Почти весь урожай собран, можно немного отдохнуть;Фасовщик Виктор обирает с моркови ботву;А потом эту ботву отвозят поближе к коровнику — на корм;Комбайнер Сергей Мехоношин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта