Защитник Иван Шмелев из паровозного лево
Многих давно ушедших из жизни незаурядных спортсменов помнят по-прежнему. Но многие, увы, забыты.
Хорошо, когда исследователю можно обратиться к родным и близким, увидеть редкие фотографии, старые документы. Но бывает и наоборот. Словно и никогда не было этого человека, словно не жил… И все равно можно и нужно — пусть очень медленно, пусть по крупицам — восстанавливать биографию того, кто некогда радовал своих земляков-болельщиков яркой игрой на футбольном поле или ледяном пространстве катка.
Вернемся к замечательной футбольной команде 1946 года — «Локомотив», представлявшей Тюменское отделение железной дороги. Тема эта на страницах «Курьера» присутствует уже не один месяц, но она все еще не закрыта — поиск сведений о футболистах этой, тогда сильнейшей в нашей области, команды, продолжается. Иногда материала мучительно недостает — очень не хватает семейных архивов. Например, архива защитника Ивана Шмелева. Ныне здравствует его дочь Тамара Ивановна, сохранившая две фотографии, которые вы сейчас видите.
Иван Григорьевич Шмелев (1917 — 1959) прожил очень короткую даже для тех тяжелейших времен жизнь. Успел дать жизнь трем детям. Работал на железной дороге. Мне посчастливилось с помощью прекрасного архивиста отделения дороги Натальи Некрасовой отыскать в многотомных дебрях документов его анкету, датированную 1953 годом. Это все, что вообще имеется из документов об этом человеке.
Дочь отца едва помнит — он ушел из жизни, когда ей было всего четыре года. Шмелев был «рукастым» слесарем паровозного депо и наверняка — мастеровитым защитником. То, что он присутствует на фото «Локомотива», означает только одно: это игрок основного состава. Стало быть, имеющий подготовку и определенный опыт, который, как известно, приобретают, только играя в футбол. Тут ему двадцать девять лет. Отсюда очевидный вывод: защитник Иван Шмелев был опытным футболистом с довоенным стажем — в той команде других просто не имелось.
Сухой язык кадровиков в найденной анкете сообщает скупые, но точные сведения об этом человеке. Родился 18 декабря 1917 года во… Владивостоке (каково же было удивление дочери этому факту!) в семье железнодорожника! Так что не зря дальнейший его путь пролег «по рельсам». Учился в школе фабрично-заводского обучения в… Свердловске в 1931-1933 годах. После чего в 1934-м Ивана направили слесарем в паровозное депо станции Тюмень. Это первое и последнее его место работы.
Можно предположить, что именно здесь — в городе, где народ и в тридцатые годы, и даже раньше болел футболом, и началась его спортивная карьера. Службу в Красной армии Иван Григорьевич проходи л в 1938-1940 годах, в родных краях, на Дальнем Востоке. А потом вернулся к своим паровозам. Работал слесарем и бригадиром слесарей.
Здесь, в депо, и застала его Великая Отечественная. Здесь и пролегла линия его трудового фронта, где сполна хлебнул чашу лишений военного лихолетья. Но мы знаем, что футбол у нас был и в то тяжкое время. Значит, и Иван Шмелев был в том футболе — как десятки, а может, и сотни других, так же увлеченных великой игрой.
И вот он, на давнем снимке, среди товарищей по команде. Скоро прозвучит свисток арбитра, и начнется игра. Мы знаем, что к тому дню, когда безвестный фотограф остановил это мгновение, Шмелев был уже награжден знаком «Ударник сталинского призыва», значком «Отличный паровозник» и, самое главное, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Для простого рабочего это очень почетные и весомые награды!
В 1948 году он вступил в ВКП(б) — тоже примечательный факт биографии.
И — футбол, футбол идет рядом с ним немало лет. Только сведений об этом, кроме старой фотографии, нет. Рано, очень рано — всего-то в сорок два года — ушел этот замечательный труженик, никогда н е щадивший себя, не жалевший сил ради дела.
… Не смог бы рассказать и половины этого, если бы не пошел по старому адресу, записанному в анкете: улица Пышминская, 9. Оказалось, что дом такой есть, но на самом деле этот номер лет сорок назад имел другой старенький домик, на месте которого уже поставили строение поновее. И никто Шмелевых не помнит.
Поворачиваюсь, чтобы уйти, несолоно хлебавши, но… подходит бабушка и спрашивает, кого ищу. Поясняю и слышу, к своему удивлению, рассказ о Шмелевых, о дочери Тамаре, ее покойных братьях, вплоть до информации о предполагаемом месте сегодняшней работы Тамары Ивановны. До чего же тесен мир тюменский, и сколько же еще в нем добрых, хотя и очень пожилых, людей! Только ходи и спрашивай.
Считаю, что долг перед памятью этого спортсмена я выполнил. Теперь, думаю, не забудем еще одного игрока замечательной футбольной команды 40-х — Ивана Григорьевича Шмелева.
Литературная правка — Владимир Танков
От редакции. «Тюменский курьер» просит откликнуться тех, кто знал Ивана Шмелева и его родных. Очень хочется с вашей помощью побольше узнать об этом незаурядном человеке и спортсмене.
***
фото: «Локомотив»-1946 (Шмелев — четвертый слева);Иван Григорьевич