Не забывайте Ярунова, земляки!
В селе Богандинском (у него еще и другое название — Килки) всего пять улиц. Одна из них — маленькая, в конце деревни — названа в честь Василия Ивановича Ярунова. В 1945-м он был командиром роты в батальоне Неустроева, штурмовавшем рейхстаг.
В доме N 12 по этой улице родился и вырос Василий Иванович. В 1941 году жена, Анна Андриановна, проводила его на фронт. И осталась с двумя маленькими детьми… Через четыре года Василий Иванович вернулся в деревню — капитаном. Два его брата погибли на войне…
О ВОЙНЕ ЗДЕСЬ ГОВОРИТЬ НЕ ПРИНЯТО…
С фронта приходили по одному. Мужчин ждали всей деревней. Им не дарили цветов. Обнимали и целовали.
— Соседка пришла ко мне и закричала: «Вася Ярунов с войны пришел!», — вспоминает Вера Ивановна Ипатьева, старожил села.
Она работала в администрации деревни, хорошо знала Василия. Солдаты называли его «дедом». К концу войны Василию было 45 лет. Но он не выглядел старым. Высокий, красивый, статный мужчина.
— По деревне разговоры ходили о его подвиге. Но он никогда не хвастался. Продолжил работу в колхозе, хозяйство держал. -рассказывает Вера Ивановна.
Василий Иванович работал учетчиком. Считал, кто, сколько дней в году проработал. За каждый трудодень работнику полагалось триста граммов хлеба. С середины 60-х годов люди стали получать деньги за работу. В каждом доме держали скот. Делали заготовки на зиму.
Семья Яруновых никогда не была зажиточной. Тихо жили, воспитывали детей. В 1947 родился сын Владимир. Анна Андриановна не работала, занималась хозяйством и детьми.
— В доме Яруновых всегда было чисто. Анна плела красивые половички. Приду к ней в гости — она опять новые постелила, — улыбается Вера Ивановна.
Когда она навещала их дом, обязательно спрашивала у Василия Ивановича, как дела. Он скромно отвечал: «Потихоньку все. Бодрствуем». Василий был очень спокойным мужчиной. О войне не говорил. Как и все, кто вернулся с фронта. Для них это не было подвигом.
— Мой муж тоже с войны вернулся. Я как-то его попросила рассказать. Он мне резко так ответил: «Что тебе интересно? Воевали в окопах». Больше ничего у него не спрашивала. — рассказывает Вера Ивановна.
НОВАЯ ЖИЗНЬ СЕЛА
Богандинское основано в 1633 году. Как рассказывают старожилы, однажды два брата остановились здесь на отдых. Им понравилось местечко: лес, пастбище, речка. Братья решили поселиться в этих краях и сказали: «Богом данная земля». От этого словосочетания и произошло название села.
Недалеко есть деревня. Богандинка. На почте иногда даже путают эти населенные пункты.
За долгие годы в Богандинском изменилось очень многое. Не осталось ни одного старого дома. Люди строят двухэтажные коттеджи. Ремонтируют избушки, обшивают их желтым сайдингом.
Когда еще работали колхозы, тут выращивали кукурузу и подсолнухи. Теперь посевные поля превратились в пустыри. Земля поросла высокой травой.
— Ничего не осталось. Никому ничего не нужно стало, — вздыхает Вера Ивановна, когда мы идем по тропинке через пустырь.
В селе живет много молодых людей. Они работают на близлежащих заводах (и в Тюмени тоже) и в магазинах. Хозяйства не держат. В селе осталось только десяток коров.
Вера Ивановна много рассказывала о прежней жизни. К праздникам старушки делали бражку. Люди ходили в гости друг к другу. Накрывали стол, пели песни. Сейчас такого нет.
Старожилов почти не осталось. Школу снесли. Дети добираются до деревни Пышминской. Там учатся, а вечером возвращаются домой.
МОГИЛА СОЛДАТА ПОРОСЛА ТРАВОЙ
Тропинка через пустырь ведет на кладбище. Здесь похоронен Василий Иванович Ярунов. Рядом с ним могилы его жены Анны, дочери Нины и сына Юрия…
На могилках выросла высокая трава. С деревьев осыпалась желтая листва. Сквозь нее виднеются искусственные цветы. Рядом на могилке лежат пластиковые стаканчики.
На памятник Василию Ивановичу привязали георгиевскую ленточку. Она потемнела и потеряла цвет.
— Школьники, наверное, приходили и привязали к 65-летию Победы, — тихо сказала Вера Ивановна.
Похоже, никто не следит за могилами семьи Яруновых. Хотя, говорят, у них есть родственники, а в самом селе живет сын Василия Ивановича. Вера Ивановна проводила нас к его дому. Он достался ему от отца. Но несколько лет назад дом сгорел. Тогда погибли в огне семейные фотографии, военный билет и личные вещи Василия Ивановича. А Владимир построил новый дом. Маленький, серый, в котором живет один.
Иногда приезжает дочь с детьми. Вот и в этот раз во дворе два мальчика катаются на велосипедах. Земля в огороде высохла. Маленькие деревья завяли и погнулись. На веревках сушится белье.
— Отец умер, когда мне было 14 лет. Я ничего уже и не помню. Хороший был человек. Рейхстаг брал… — лаконично рассказывает Владимир.
Хозяйства он не держит. Только двух собак, что сидят на цепи во дворе.
— Недавно вот построил кто-то коттедж, и кладбища не видно. А так я выходил во двор и видел могилу отца. Вспоминал. Честно говоря, у меня много дел, я нечасто хожу на кладбище, — говорит Владимир.
На вопросы об отце отвечает общими фразами. Потом провожает нас до ворот.
… Немногие жители знают, чьим именем названа маленькая улочка в Богандинском. На доме N 8 висит небольшая табличка с именем Василия Ивановича Ярунова. После Великой Отечественной его жизнь была негромкой. Так же тихо он умер на 62-м году.
***
фото: Полина Карноухова, юный житель села;Так начинается село Богандинское;Владимир Васильевич Ярунов мало рассказал о своем отце;К Владимиру в гости приехали внуки;Могила солдата;Вера Ивановна Ипатьева знает всю историю деревни и ее жителей